Главная » Файлы » Родной наш край » История сёл и деревень

Курт-Елга
21.04.2016, 12:22
Хутор был некогда известен, как пристанище так называемых «кулугуров». «Кулугуры» — слово греческое, когда-то так называли старших монахов. Позже, после церковной реформы патриарха Никона слово это привязалось к староверам. Наиболее известным среди них был протопоп Аввакум, который за свои убеждения был казнен царем Алексеем Михайловичем – сожжен заживо. После этого многие староверческие общины при приближении царских войск забирались в молебных домах и сжигали сами себя.

Интересно, протопоп Аввакум по национальности был мордвином-эрзянином. Возможно, поэтому среди его последователей было много представителей мордовского народа. Еще стало известно, что в с.Мраково живет один из старейших уроженцев Курт-Елги. С ним-то я и решил встретиться.

Итак, мой собеседник – человек пожилого возраста, с невероятно светлым лицом, искрящимися глазами. Его зовут Каюков Александр Сидорович. Он без всяких предисловий начал свой неторопливый рассказ.

— На хутор мы приехали из с.Мраково в 1936 году. Мы — это мой отец Федор Кузьмич и мама – Антонида Ефимовна. Здесь жили в основном мордовские староверы. Съехались они из разных мест. Мои предки, например, из Оренбургской области, Михаил Казаков с семьей из Прибельска, и Максимовы, Гавриловы Ширшовы, Башмаковы жили здесь и ранее. Здесь был свой молебный дом, где старшим считался Ульян Гаврилов, он там читал молитвы. Мой отец и Михаил Казаков тоже читали молитвы, перелистывая старые книги и находя там места, соответствующие случаю. В молебном доме нельзя было иметь дело с деньгами. Свечи приносили каждый с собой. Старшие учили младших не курить, не пьянствовать, не сквернословить, почитать старших. А встретив старшего, снять должен шапку и поклониться.

Мой дед по-матери – Кальметьев Ефим Федорович был когда-то человеком богатым для того времени. Дом и хозяйственные постройки его находились на месте современного Мраковского автовокзала. Он имел пекарню и варил пиво наподобие баварского. Перед революцией купил землю у бикбулатовских башкир, где-то гектаров 200, вокруг Курт-Елги. Было у него 2-3 работника. Землю обрабатывал на быках. В Бога верил мало. Завидев знакомых башкир, говорил с ними на башкирском. Так он высказывал уважение к башкирам и они отвечали ему тем же. У башкир в Курт-Елге были свои, так называемые «знакумы». Так, бикбулатовский мастер Назим изготавливал челяки из липы и привозил их своему другу Феофилу Максимову. Деревянная посуда разных размеров была так хорошо сделана, что не пропускала свежий мед. Ее и покупали у Феофила пчеловоды для хранения меда.

Слухи о нелюдимости староверов пошли из-за того, что им нельзя было пить и есть из той посуды, которой пользовались иноверцы.

Кстати, название хутора раньше во всех документах писали через «ю» — Курт-Юлга. Старики деревни так объясняли происхождение этого названия: проезжая через эти места летом, люди слышали шум пчелиного роя, потому так и называли место: Курт-Юлга (пчелиная дорога).

Когда-то хутор и д.Кузьминовка входили в колхоз «Новый путь», был и свой сельсовет в Кузьминовке.

О гончарном деле

— На берегу Большого Ика, недалеко от кладбищ д.Ибрагимово, видимо, после революции был построен настоящий гончарный завод. Там изготавливали гончарные изделия и черепицу. Сырье-глину брали тут же на берегу и свозили на лошадях в приемную часть завода. Она напоминала огромную мясорубку, которая крутилась с помощью лошади. Размельченная глина поступала во внутрь гончарного цеха. После этого размешивалась водой. Необходимо было получить очень хороший раствор без всяких примесей. Из этой массы и делали горшки, а для изготовления черепицы необходимо добавлять в эту массу еще и песок в определенной пропорции. И сам гончарный завод был покрыт этой же черепицей. Затем гончарные изделия ставили на полки для предварительной сушки в помещение, где нет сквозняка – это обязательное условие. Через несколько недель предварительной сушки горшки покрывали глазурью. Для этого применяли деготь и молотое стекло. Дегтем, возможно, привезенным из д. Бикбулатово, обмазывали горшки, после этого к ним хорошо прилипал стеклянный порошок. Подготовленная таким образом партия горшков помещалась в печь для закалки (обжига). Изнутри она напоминала перевернутый чугунок без дна. Работник спускался туда через дымоход и ставил горшки друг на друга, сколько их помещалось, и выходил через это горлышко. Далее растапливали расположенную внизу топку. Топили дровами любой породы. Но обязательно сухими, пар и дым проходили через колосники вверх и, обжигая горшки, выходили через дымоход. Этот процесс длился часов 15.

Изготавливали не только горшки, но и чашки, молочницы, тарелки и т.д.

На заводе работали человека двадцать. Многие ездили сюда из Курт-Елги, были и из Ибрагимово. Помню конюхом работал Василий Шорохов, он ездил из д.Бикбулатово. От нас трудились мой отец, а также Григорий Максимов, Иван Ширшов и его сын Григорий. Руководил предприятием Живодеров. Оборудование завода для того времени было современным, возможно, даже немецким. Все это было до войны. После этого его уже не было. Те же куртюлгинские гончары стали брать патент и изготавливать горшки уже дома. Подходящую глину нашли выше хутора по речке. Готовую продукцию сдавали в промкомбинат. Это продолжалось вплоть до 50-х годов.

Александр Сидорович вдруг замолчал. Было заметно, что мыслями он не здесь, а в далеком босоногом детстве – бежит с гончарного завода через речку в родительский дом на хуторе «Пчелиная дорога».

Перед тем, как распрощаться, обратил внимание на благодарственные письма и грамоты. Они свидетельствовали о том, что хозяин дома служил на Семипалатинском полигоне, после этого безупречно и долго трудился на производстве. Такой он простой наш земляк.

Все, что стало известно о местных гончарах, дает повод с оптимизмом смотреть на возрождение этого древнего и полезного дела у нас в районе. Возможно, глиняные сувениры пользовались бы спросом у гостей района. Может быть этии заинтересуются специалисты со специальным образованием или энтузиасты, инвесторы. Для этого сырье есть и денежных вложений особых не нужно. Куртелгинцам это удавалось. Ведь не Боги горшки обжигают.

Ю.КУЛТАЕВ, с.Мраково
Источник - Кугарчинские вести
Категория: История сёл и деревень | Добавил: РФ
Просмотров: 506 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Социальные сети
Схема проезда
Контакты
Тел.: (34789) 2-12-60 Email: mukcbs35@mail.ru
453330, РБ,
Кугарчинский р-н, с.Мраково
ул. З.Биишевой, 90.