Сегодня никто так хорошо не знает историю переселения мордвы в наш район, как Андрей Иванович Первушкин, родившийся и ныне проживающий в деревне Ардатово.
- Деревню Ардатово в конце XIX - начале XХ века основали переселенцы из деревни Ардатово Ардатовского района Мордовии отец с сыном Данил и Иван Захватовы. Они у башкирского бая Сафы по речке Сазовка выкупили землю и лесной участок, а речку напротив деревни назвали Ардатовкой. Захватовы занимались торговлей. Построили дом, но по истечении лет дом этот сгорел. На месте их двора мы нашли стеклянную бутылку, на которой было что-то написано по-мордовски. Обнищавшие Захватовы остаток жизни провели в землянке. Теперь их никого нет.
Моя мама Агафья Савельевна Фомичева родилась в 1888 году, прожила 103 года. Отец Иван Николаевич Первушкин – ровесник матери. Поженились здесь, в Ардатово. У матери были братья Николай, Гавриил, Мирон, у отца – брат Алексей. У нас было картофельное поле за шоссейной дорогой, а за речкой огород для овощей.
В 1905 году Первушкины за Сазовкой, там, где ныне находится ферма, приобрели землю и туда переселились, назвали место жительства Новым хутором. Во главе переселившихся стоял Егор Васильевич Первушкин. Его и еще Алексея Афанасьевича Первушкина, хотя они и не были богатыми, объявив кулаками, сослали на каторгу. Тот склад, что они успели построить, разобрали только в прошлом году.
Первушкины ныне живут в деревнях Ардатово и Максютово. Сам Андрей Иванович родился в 1931 году, 42 года проработал механизатором. Награжден за самоотверженный труд значками и медалью в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина.
В Ардатово известны Семякины, Лапины, Жинеевы, Чекашкины, Губанцевы, Бурнаевы, Даниловы, Губановы, Николаевы, Кудряшовы, Журавлевы, Песчаскины. Носители некоторых этих фамилий живут здесь и по сегодняшний день. В районе мордовцы жили и живут и сегодня в следующих населенных пунктах: Ижбердино, Беркутово, Новониколаевское, Каматаево, Новосапашево, Мряушлинский. По численности населения мордовской национальности деревня Ижбердино занимает второе место.
Федор Михайлович Инчин – самый старший по возрасту среди своих односельчан, родился в 1926 году. У него было две сестры и четыре брата. Работал комбайнером Кугарчинской МТС, база которой находилась в Максютово, затем – трактористом. Инчины вырастили четырех детей.
Федор Михайлович участвовал в войне с японцами. Инчины, как и все ижбердинские мордовцы, видимо, переселились сюда приблизительно в одно и то же время с ардатовскими мордовцами. Отец Федора Инчина Михаил родился в 1876, мать – в 1881 году. Подробностей по истории ижбердинской мордвы даже самый старший из родственников не знает, а молодые?
Известны такие фамилии, как Суняйкины, Суродькины, Лапины, Давыдкины, Андреевы.
В 2002 году в Кугарчинском районе проживало 460 человек мордовской национальности. Перепись населения нынешнего года, пожалуй, покажет, что численность мордвы в районе убавилась. Что происходит?
Основная причина, конечно, кроется в том, что каждый малочисленный народ быстро поддается ассимиляции, то есть, изменяясь, уподобляется. Сегодня тех, кто считает себя истинным мордвином и остался им – очень мало. К счастью, вышеупомянутые наши герои остались верными своим корням, говорят на родном языке, гордятся своей национальностью. Но их дети разговаривают по-русски, кто-то и чурается национальности предков. Но надо признать, что это равносильно измене своему происхождению, отцам и дедам. Надо бы избавиться от этой «болезни».
Люди мордовской национальности, переселившись из Мордовии на благодатную кугарчинскую землю, составили прекрасный лепесток большого многоликого цветка, называемого соцветием народов. Завоевали они уважение к себе трудолюбием. Назовем тех, кто в советский период был награжден орденами и медалями. Это Федор Алмаев, Нина и Николай Камардины, Гаврил Пищаскин, Иван Горбунов, Петр Кошкин, Клавдия Бабаева, Петр Живодеров, Георгий Ильин, Лидия Песчаскина, Анна Лапина и многие другие.
Комбайнер колхоза им.М.Горького Евгений Иштыков, механизатор Исимовского совхоза Александр Давыдкин были награждены орденом Ленина. Комбайнеру Октябрьского совхоза Ивану Федоровичу Буянову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Немало и таких, кто честным трудом завоевал уважение и за пределами своего родного района. Федор Золотухин из деревни Беркутово, например, работая на экскаваторе на Гайском горно-обогатительном комбинате, на угольном разрезе Кумертау – Тюльган, участвуя в строительстве Нугушского водохранилища, на уфимских объектах, был награжден орденом Ленина. Участник финской и Великой Отечественной войн, ардатовский трудоголик Василий Иванович Журавлев принимал самое активное участие в строительстве Аму-Бухарского канала. Земляки утверждают, что ему присвоено звание Героя Социалистического труда.
Среди участников Великой Отечественной войны кугарчинской мордвы немало. Они, как все, совершали ратные подвиги. Александр Данилов и Егор Песчаскин – два военных летчика. Погибли, проявив отвагу и мужество. Николай Инчин из Ижбердино поехал на фронт на автомобиле дорожного участка, на котором сам работал, обратно не вернулся.
Сегодня Ардатово и Ижбердино – не чисто мордовские деревни. Живут в них одной дружной семьей башкиры, татары, русские, среди них есть и украинцы, немцы, корейцы и другие. Общаются между собой на русском могучем и великом, так как это государственный язык. Дружба народов – это огромное достояние. Живут люди разных наций, взаимно обогащая себя во всех отношениях: в культуре, в вопросах быта, жизни, в производственной сфере. И в то же время нельзя забывать свои корни, откуда и от кого ты, какой твой родной язык, на каком языке произнес слово «мама» и на каком языке произнесешь свое последнее слово. Все нации равны между собой, если уж мы должны делиться чем-то, то это наш общий жизненный опыт, культура и быть толерантными друг к другу.
Историческая справка
Мордва как национальность относится к финно-угорской языковой семье. В Башкортостане мордовцев 2002 году было чуть более 26 тысяч человек. Мордва этнически неоднородна. Она состоит из двух основных групп: эрзи и мокши. Первое письменное известие о мордве относится к VI веку новой эры. Этноним «мордва» восходит к ирано-скифским языкам, где mard означало слово мужчина.
Оно сохранилось в самом названии мордвы. В русском слове «мордва» частица – ва носит оттенок собирательности.
-Хотя национальность одна, но разговорная речь не одинаковая, зачастую друг друга не понимаем, - говорят они. В нашем районе имеются представители обеих групп.
Мордовия была присоединена к Русскому государству вслед за подчинением Казанского ханства (1552). В конце XVII века начинается раздача мордовских земель крупным боярам и дворянам, само местное население вынуждено было податься за Волгу, в Сибирь. К середине XIX века заканчивается крещение мордвы.
Среди переселившейся мордвы большинство основалось в нынешних Федоровском, Бижбулякском, Ермекеевском, Давлекановском, Белебеевском, Уфимском, Чишминском, Кармаскалинском районах.
У мордвы в прошлом были большая (сложная) и малая (простая) семьи. Большая семья включала два-три, иногда и более поколений потомков по мужской линии с их женами, детьми. Все они жили вместе одним двором, сообща обрабатывали свои поля, питались и одевались из общих запасов. Главой семьи был самый старший мужчина (отец, дед). Его жена ведала домашними делами. Молодые члены семьи всецело подчинялись старшим. Со временем большие семьи постепенно дробились и уступали место малым семьям. У мордвы в прошлом исключался смешанный брак, сегодня же это сплошь и рядом.
В той же деревне Ардатово, к примеру, немало семей, где если муж мордвин, то жена русская, нередки случаи, когда русские женятся на мордовках. Супруга того же Федора Инчина из Ижбердино Анна – русская женщина. Сейчас можно встретить смешанные браки и с представителями других национальностей.
Языковые, религиозные различия теперь не могут стать барьером для создания семьи. Русский язык – он общий для всех. Но среди нашей мордвы имеются и такие, кто владеет башкирским.
-А башкиры Нижнего Сазово говорят и по-нашему, - при этих словах в устах Андрея Ивановича прозвучал оттенок гордости за свою нацию.
Вынужденные оставить свою родину, мордовцы и на новом месте про-должают заниматься земледелием. Они в этой области большие мастера. Возделывали рожь (розь), овес (пинем), ячмень (шуж), горох (снав), просо (сура), а также коноплю и лён. Побольше сеяли яровой пшеницы. Местное башкирское население, естественно, продавало пришельцам те участки, которые похуже: по речкам, на возвышенностях и оврагах, балках. Мордовские деревни (веленя, веле) не имели правильную форму, и дома строились там, где было удобно хозяину.
Национальная одежда мордвы резко отличалась от других. Мужская одежда в основном состояла из рубахи (панар) и штанов (понкет). Женщины свою одежду украшали вышивками. Основная мордовская пища – это ржаной и ситный хлеб, щи, кашица, горох, в праздники пекут пироги, шаньги с творогом, блины, курники, преимущество отдают свинине. По-мордовски мясо – сивель, молоко – лофца, кислое молоко – шапама лофца, картофель – модамарь и т.д.
Таким образом, одна из национальностей, проживающей в Кугарчинском районе – это мордва. Основавшись на благодатной башкирской вотчинной земле, ведут мирный, спокойный образ жизни. Дисциплинированный, порядочный, трудолюбивый народ. Благодарны краю, который их приютил.
К сожалению, ввиду своей малочисленности, мордва не смогла приобщить к местной цивилизации свою национальную культуру, язык, вдохнуть национальный дух. В районе нет мордовского национального центра и вожака, который возглавлял бы это дело, тоже нет. В школах мордовский язык не изучается. Мордва, как все другие нации - в меньшинстве, нуждаются в поддержке и защите со стороны районной власти.
Подготовил Р.СУБХАНГУЛОВ.
Источник - Кугарчинские вести №№2-3, 13.01.2011