Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года
26.01.2012, 21:01 | |
Следует отметить, что многие песни об армии сочинены не в плане повествования о военных событиях. В них прежде всего выражены отношение егетов к линейной службе, их раздумья, связанные с ней. Таковы, например, песни «Армия», «Уил», «Иман-гул», «Карпаты». Преобладание лирических мотивов в этих песнях затрудняет определение их конкретно-исторической основы. В песнях о линейной службе нет конкретного исторического лица. В то же время в них отразились события, связанные с историческими судьбами башкирского народа, его родной земли. Совершенно иные – бодрые, жизнеутверждающие мотивы звучат в песнях о солдатской жизни, когда служба в армии, как бы тяжела она ни была, преследует интересы родины, связана с её защитой от иноземных захватчиков. Это, главным образом, башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года, имеющие большое познавательное и музыкально-поэтическое значение. В войну 1812 г. было выставлено около тридцати башкирских полков, многие из которых в составе русской армия под командованием Кутузова сражались с врагами. Французы за меткость стрельбы из луков прозвали башкир «северными амурами». А патриотические чувства этих «северных амуров» можно было бы передать следующими словами из песни о храбром джигите Аслаеве: Сосна, чтоб украшать простор, растёт; Летают пчелы, собирая мёд. Из-за богатства жадный умирает, Джигит во славу родины умрет. (Перевод И. Милованова) В песне «Вторая армия» устами старого и мудрого воина патриота выражены напутствие и боевой наказ отцов своим сыновьям, отправляющимся на фронт, благословение их на победу над иноземными захватчиками: Круглы да быстры у коней копыта, Не угадать, не предсказать их путь. И знай: на свете пули не отлито, Чтобы пробить мужей бесстрашных грудь. Но оттого, что в руки взял ты стрелы, Ты не безумствуй, не бросайся зря. Ты беркутом седым кружися смело, В борьбе с врагом бесстрашным будь всегда. (Перевод И. Гизатуллина) В народной песне «Эскадрон», записанной Кудряшевым, шедевре башкирского песенного творчества мы встречаемся с образом легендарного голубого уральского камня, о который точил свой булатный меч башкирский конник, уходя на войну с наполеоновской армией. И конник, прощаясь со своей любимой девушкой, говорил: На войну иду кровавую За царя, за царство Русское, За родных и за приятелей, За тебя и за любовь твою! Пусть враги узнают злобные, Сколь могучи наши батыры; Каковы их сабли острые, Каковы их стрелы меткие, Копья крепкие, булатные!.. Я клянусь священной книгою, И клянусь твоей любовью: Если – имени башкирского Ко стыду и посрамлению - Я забуду должность батыра, Оробею пред злодеями, Пусть покроюсь бесславием, Пусть с тобою ни увижусь, Не увижу милой родины! Пусть воды Урала быстрого И кумысу благовонного Никогда мне не удастся пить!.. И башкирский воин с честью выдержал клятвенное слово, данное родине и своей любимой. Отечественная война 1812 года, явившаяся суровым испытанием для всей России, укрепила дружбу башкирского и русского народов. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем и героический дух солдат пронизывают башкирские народные песни о войне с наполеоновской армией. В песне «Кутузов» воспевается слава великому русскому полководцу, в составе армии которого сражались и башкирские воины. Радость одержанной победы над врагом выражена в кавалерийской песне «Любизар»: Наполеона знали мы, Да и Париж видали мы, Когда французов побеждали, Землю потрясали мы. Любезники, любизар, Молодчина, молодец! Образ воина-героя, наделённого яркими национальными чертами, показан в песне «Командир Кахым», посвященной командиру одной из башкирских частей. Он изображен энергичным, умным и волевым руководителем солдат. Напев узун кюй вольный, свободный, и начинается он с фазы диапазоном почти в две октавы, как бы намечающей широкий горизонт песни. И на этом фоне выражается печаль солдат по поводу безвременной утраты командира (Кахым-туря после войны, возвращаясь со своей частью на родину, по неизвестной причине умирает в городе Владимире). Конь вороной Кахым-тури был славен, Дугою шею гнет он на ходу. Когда Кахым-туря сей мир оставил, Его сменил майор на том посту. Не прочь коня Кахыма взять майор бы, Да не дается конь тот вороной. Рыдают триста человек, и в скорби Нет сил могилу рыть в земле чужой. Был под Кахымом серый конь всегда, вай-кем, Колечками спадал вихор со лба. Когда Кахым-туря приказ давал, вай-кем, То правою рукой курай сжимал В популярной песне «Баик» рассказывается о последнем этапе Отечественной войны – о том, как башкирский народ с радостью и ликованием встречал возвратившихся домой воинов славной кутузовской армии-победительницы. Ох, французов миллион, Царь у них – Наполеон, Подошел уже к столице, На её пороге он Ой, Ой, Ой, Ой, Ой какой француз герой. Ой, Ой, Ой, Ой С нашей кончил он страной. Ухмыляется в лицо, Ногу поднял на крыльцо. Азаматы, словно львы: Быть врагу без головы! Свет в глазах у львов лучится, Повидали много львы. Эй, эй, эй, эй Мёду сладкого налей, Льва – батыра одобряя, Хлопни по спине сильнее. В первой половине XIX века в знак благодарности башкирским поискам за их военные заслуги, в Оренбурге началось строительство Караван-сарая. Печальная история с его постройкой легла в основу народной песня «Караван-сарай», замечательной по своей мелодии, глубине мысли и непревзойденному поэтическому мастерству. Качает и крушит, плечи расправив, хай, плечи расправив, Ломает камни для дворца, хай, в горах. Майор сказал – здание для нас, хай, зданье для нас, Так как героями были в войне, хай, на полях сражений… . Так начинается песня, а звучащее дальше глубокое разочарование народа, обманутого царизмом, имеет свою историю. С Караван-сараем, возводившимся по проекту архитектора А. П. Брюллова, связывалась надежды народа на учреждение в Оренбурге культурного центра. (Во дворце должны были разместиться гостиница для приезжих башкир, а также школа для башкирских детей). Расходы по строительству Караван-сарая целиком были возложены на плечи народа. Были собраны крупные пожертвования, в сооружении дворца приняли участие десятки тысяч башкир. Но мечта народа не сбылась: в 1841 году, после окончания строительства, Караван-сарай был занят под канцелярию командующего башкирскими войсками и частично под казармы… Любопытно, что в одной исторической рукописи высоко оценивается доблесть башкирских войск, участвовавших в Отечественной войне 1812 г., сообщается, что о ратной храбрости башкир с большим интересом писали некоторые немецкие и французские поэты, писатели, а также художники. В ней же утверждается, что башкирские кавалеристы посетили театр в городе Веймар, где их приветствовал великий немецкий поэт Гёте. В ответ башкиры подарили ему лук со стрелами. Гёте хранил их дар в своей квартире и, будучи уже в преклонном возрасте, во время прогулок в саду, тешил себя стрельбой из этого лука. В рукописи сообщается также, что друг поэта Эккерман в свое время писал об интересе, проявляемом Гёте к башкирам, а через них – к другим восточным народам. Некоторые из владеющих грамотой башкирских воинов и сами пытались оставить память о великой войне против наполеоновской армии, чаще всего прибегая к форме стихотворных посланий. Войсковой мулла Якшигул, сын Зианчуры, отправил из Парижа послание на родину, некоему Мусе, сыну тархана Кучука. В стамбульской рукописи приводится четверостишие из этого письма, мунажата по своему содержанию: Скорбь какая! С родиной разлучила ты нас судьба, Каждый день бога мы без устали молим возвратить нас домой Богу мы доверяясь, пустились в опасный путь, Ангел пусть нас защитит, разверзнув свое седьмое небо Патриотические чувства и мысли, так образно выраженные в устно-поэтическом творчестве, естественно, вызваны беззаветной преданностью людей родине, постоянной заботой о ее защите. В то же время идею патриотизма трудового парода, живущего под социальным и национально-колониальным гнетам, было бы неправильно рассматривать в отрыве от народно-освободительных идей. Формы поэтического выражения патриотизма в башкирских песнях различны, но главная суть одна: патриотизм тех времен представляет собой сочетание в едином целом двух противоположных друг другу идей,- любовь к родине, гордость за неё и готовность защищать её, с одной стороны, сочетаются с ненавистью к существующим на родной земле несправедливым общественным порядкам и с протестом против социального и национального неравенства,- с другой. Разумеется, эта большая целостная идея проводится в песнях на разном уровне, на разной глубине. Источник - borgo.ucoz.ru | |
| |
Просмотров: 28242 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |