Баш­кирские народные песни об Отечественной войне 1812 года
26.01.2012, 21:01
Следует отметить, что многие песни об армии сочинены не в плане повествования о военных событиях. В них прежде всего вы­ражены отношение егетов к линейной службе, их раздумья, свя­занные с ней. Таковы, например, песни «Армия», «Уил», «Иман-гул», «Карпаты». Преобладание лирических мотивов в этих песнях затрудняет определение их конкретно-исторической основы. В песнях о линейной службе нет конкретного исторического лица. В то же время в них отразились события, связанные с историческими судьбами башкирского народа, его родной земли.

Совершенно иные – бодрые, жизнеутверждающие мотивы зву­чат в песнях о солдатской жизни, когда служба в армии, как бы тяжела она ни была, преследует интересы родины, связана с её защитой от иноземных захватчиков. Это, главным образом, баш­кирские народные песни об Отечественной войне 1812 года, имеющие большое познавательное и музыкально-поэтическое значение.

В войну 1812 г. было выставлено около тридцати башкирских полков, многие из которых в составе русской армия под командо­ванием Кутузова сражались с врагами. Французы за меткость стрельбы из луков прозвали башкир «северными амурами». А пат­риотические чувства этих «северных амуров» можно было бы пе­редать следующими словами из песни о храбром джигите Аслаеве:

Сосна, чтоб украшать простор, растёт;
Летают пчелы, собирая мёд.
Из-за богатства жадный умирает,
Джигит во славу родины умрет.
(Перевод И. Милованова)

В песне «Вторая армия» устами старого и мудрого воина пат­риота выражены напутствие и боевой наказ отцов своим сыновьям, отправляющимся на фронт, благословение их на победу над ино­земными захватчиками:

Круглы да быстры у коней копыта,
Не угадать, не предсказать их путь.
И знай: на свете пули не отлито,
Чтобы пробить мужей бесстрашных грудь.

Но оттого, что в руки взял ты стрелы,
Ты не безумствуй, не бросайся зря.
Ты беркутом седым кружися смело,
В борьбе с врагом бесстрашным будь всегда.
(Перевод И. Гизатуллина)

В народной песне «Эскадрон», записанной Кудряшевым, шедевре башкирского песенного творчества мы встречаемся с обра­зом легендарного голубого уральского камня, о который точил свой булатный меч башкирский конник, уходя на войну с наполео­новской армией. И конник, прощаясь со своей любимой девушкой, говорил:

На войну иду кровавую
За царя, за царство Русское,
За родных и за приятелей,
За тебя и за любовь твою!
Пусть враги узнают злобные,
Сколь могучи наши батыры;
Каковы их сабли острые,
Каковы их стрелы меткие,
Копья крепкие, булатные!..
Я клянусь священной книгою,
И клянусь твоей любовью:
Если – имени башкирского
Ко стыду и посрамлению -
Я забуду должность батыра,
Оробею пред злодеями,
Пусть покроюсь бесславием,
Пусть с тобою ни увижусь,
Не увижу милой родины!
Пусть воды Урала быстрого
И кумысу благовонного
Никогда мне не удастся пить!..

И башкирский воин с честью выдержал клятвенное слово, дан­ное родине и своей любимой.

Отечественная война 1812 года, явившаяся суровым испыта­нием для всей России, укрепила дружбу башкирского и русского народов. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем и героический дух солдат пронизывают башкирские народные песни о войне с наполеоновской армией. В песне «Кутузов» воспевается слава великому русскому полководцу, в составе армии которого сражались и башкирские воины. Радость одержанной победы над врагом выражена в кавалерийской песне «Любизар»:

Наполеона знали мы,
Да и Париж видали мы,
Когда французов побеждали,
Землю потрясали мы.
Любезники, любизар,
Молодчина, молодец!

Образ воина-героя, наделённого яркими национальными чер­тами, показан в песне «Командир Кахым», посвященной коман­диру одной из башкирских частей. Он изображен энергичным, ум­ным и волевым руководителем солдат. Напев узун кюй вольный, свободный, и начинается он с фазы диапазоном почти в две октавы, как бы намечающей широкий горизонт песни. И на этом фоне выражается печаль солдат по поводу безвременной утраты командира (Кахым-туря после войны, возвращаясь со своей частью на родину, по неизвестной причине умирает в городе Влади­мире).

Конь вороной Кахым-тури был славен,
Дугою шею гнет он на ходу.
Когда Кахым-туря сей мир оставил,
Его сменил майор на том посту.
Не прочь коня Кахыма взять майор бы,
Да не дается конь тот вороной.
Рыдают триста человек, и в скорби
Нет сил могилу рыть в земле чужой.
Был под Кахымом серый конь всегда, вай-кем,
Колечками спадал вихор со лба.
Когда Кахым-туря приказ давал, вай-кем,
То правою рукой курай сжимал

В популярной песне «Баик» рассказывается о последнем этапе Отечественной войны – о том, как башкирский народ с радостью и ликованием встречал возвратившихся домой воинов славной кутузовской армии-победительницы.

Ох, французов миллион,
Царь у них – Наполеон,
Подошел уже к столице,
На её пороге он

Ой, Ой, Ой, Ой,
Ой какой француз герой.
Ой, Ой, Ой, Ой
С нашей кончил он страной.

Ухмыляется в лицо,
Ногу поднял на крыльцо.
Азаматы, словно львы:
Быть врагу без головы!
Свет в глазах у львов лучится,
Повидали много львы.

Эй, эй, эй, эй
Мёду сладкого налей,
Льва – батыра одобряя,
Хлопни по спине сильнее.

В первой половине XIX века в знак благодарности башкирским поискам за их военные заслуги, в Оренбурге началось строительство Караван-сарая. Печальная история с его постройкой легла в основу народной песня «Караван-сарай», замечательной по своей мелодии, глубине мысли и непревзойденному поэтическому мастерству.

Качает и крушит, плечи расправив,
хай, плечи расправив,
Ломает камни для дворца,
хай, в горах.

Майор сказал – здание для нас,
хай, зданье для нас,
Так как героями были в войне,
хай, на полях сражений… .

Так начинается песня, а звучащее дальше глубокое разочарова­ние народа, обманутого царизмом, имеет свою историю.

С Караван-сараем, возводившимся по проекту архитектора А. П. Брюллова, связывалась надежды народа на учреждение в Оренбурге культурного центра. (Во дворце должны были разместиться гостиница для приезжих башкир, а также школа для башкирских детей). Расходы по строительству Караван-сарая целиком были возложены на плечи народа. Были собраны крупные пожертвова­ния, в сооружении дворца приняли участие десятки тысяч башкир. Но мечта народа не сбылась: в 1841 году, после окончания строи­тельства, Караван-сарай был занят под канцелярию командующего башкирскими войсками и частично под казармы…

Любопытно, что в одной исторической рукописи высоко оце­нивается доблесть башкирских войск, участвовавших в Отечест­венной войне 1812 г., сообщается, что о ратной храбрости башкир с большим интересом писали некоторые немецкие и французские поэты, писатели, а также художники. В ней же утверждается, что башкирские кавалеристы посетили театр в городе Веймар, где их приветствовал великий немецкий поэт Гёте. В ответ башкиры по­дарили ему лук со стрелами. Гёте хранил их дар в своей квартире и, будучи уже в преклонном возрасте, во время прогулок в саду, тешил себя стрельбой из этого лука. В рукописи сообщается также, что друг поэта Эккерман в свое время писал об интересе, проявляемом Гёте к башкирам, а через них – к другим восточным наро­дам.

Некоторые из владеющих грамотой башкирских воинов и сами пытались оставить память о великой войне против наполеоновской армии, чаще всего прибегая к форме стихотворных посланий. Вой­сковой мулла Якшигул, сын Зианчуры, отправил из Парижа посла­ние на родину, некоему Мусе, сыну тархана Кучука. В стамбуль­ской рукописи приводится четверостишие из этого письма, мунажата по своему содержанию:

Скорбь какая! С родиной разлучила ты нас судьба,
Каждый день бога мы без устали молим возвратить нас домой
Богу мы доверяясь, пустились в опасный путь,
Ангел пусть нас защитит, разверзнув свое седьмое небо

Патриотические чувства и мысли, так образно выраженные в устно-поэтическом творчестве, естественно, вызваны беззаветной преданностью людей родине, постоянной заботой о ее защите. В то же время идею патриотизма трудового парода, живущего под со­циальным и национально-колониальным гнетам, было бы непра­вильно рассматривать в отрыве от народно-освободительных идей. Формы поэтического выражения патриотизма в башкирских пес­нях различны, но главная суть одна: патриотизм тех времен пред­ставляет собой сочетание в едином целом двух противоположных друг другу идей,- любовь к родине, гордость за неё и готовность защищать её, с одной стороны, сочетаются с ненавистью к сущест­вующим на родной земле несправедливым общественным поряд­кам и с протестом против социального и национального неравен­ства,- с другой. Разумеется, эта большая целостная идея прово­дится в песнях на разном уровне, на разной глубине.

Источник - borgo.ucoz.ru
Категория: Российская история | Добавил: РФ
Просмотров: 27979 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/13
Всего комментариев: 0
tag to the of your page -->
avatar
Кугарчинская ЦРБ © 2024