Северные амуры. Чего не знал Наполеон?...
12.04.2012, 02:11
Башкирский народ после добровольного вхождения в Россию на протяжении веков хранил верность долгу перед общей Отчизной.

Башкирские воины сражались в Ополчении Минина и Пожарского, участвовали в Азовских походах Петра I, в Северной войне со шведами, в Семилетней войне с Пруссией... В самое трудное время для России – в Отечественной войне 1812 года и в Заграничных походах России в 1813-14 гг. башкиры выставили 28 полков. В составе Российской армии девять 5-сотенных башкирских и казачьих полков победоносно вступили в Париж и вписали яркую страницу в летопись воинской славы России.

Начатая наполеоновской Францией в 1812 г. война против России оказалась воистину грабительской, вероломной. Значительная часть страны была разорена набегами и грабежами французских солдат. Многие города и села лежали в развалинах: Москва почти вся сгорела, а Смоленск сгорел полностью.

Отступая из Москвы, Наполеон велел взорвать Кремль и другие важные сооружения. Однако их спасли только стремительно ворвавшиеся отряды казаков и башкирских конников под командованием полковника князя Кудашева, которые уничтожали группы оставшихся французских мародеров. Таким образом, в освобождении Москвы от французов непосредственно участвовали и башкирские воины. Вместе с казаками и жителями города они радовались и, становясь в один ряд с христианами, молились за спасение города, помогали бедствующим.

При этом нельзя забывать о том, что царское правительство, широко используя башкир для военных походов, не оказывало им помощи ни вооружением, ни обмундированием, ни провиантом. Поэтому башкирские воины, как и все казаки и ополчение во время боевых действий, одевались весьма скромно, а лучшие одежды сохраняли для торжественных случаев и одевали их лишь после одержанных побед. Говоря о вооружении, конечно, не одними копьями и луками были вооружены башкирские воины. Удавалось раздобыть в боях немало трофейного оружия. Брать трофеи у неприятеля в то время не только разрешалось, но и поощрялось! Поэтому неудивительно, что в музеях республики и частных коллекциях изредка встречаются французские мушкеты, пистолеты, штыки и сабли.

Совместная борьба русского и башкирского народов против иноземных захватчиков укрепляла боевую дружбу, взаимодоверие башкирского яугира-конника и русского солдата. Эти качества особенно ярко проявились в Заграничных походах России, где 20 башкирских полков наравне с русскими казаками шли в первых рядах, преследуя наполеоновские войска.

Многие полки сражались с французами под Данцигом, Лейпцигом, Дрезденом, Магдебургом, Веймаром, Гамбургом, Глогау, Шатобрианом, Парижем. Во многих европейских городах башкирским конникам доверяли конвоирование пленных, охрану государственных и банковских учреждений, многие генералы охотно брали в состав личной охраны башкирских воинов. За отличие и проявленную храбрость многие башкирские полки, наряду с наиболее отличившимися частями русской армии, специально отмечались в правительственном журнале военных действий, что являлось большой честью для воинов.

Не обошлось и без казусов. По рассказам очевидца тех событий, участника похода 1813-14 гг. русского генерала Андрея Раевского, при отступлении по территории Германии, Наполеон распространял слухи среди мирного населения, что башкиры, дескать, страшные на вид людоеды, что это дикие азиаты, «они питаются неприятелями и особенно охотники до детей». Жители ожидали «диких варваров» и, к удивлению, увидели приветливых, добрых воинов…

«Правда, что одежда и вид башкирцев, которые в сие время входили в город, – продолжает Андрей Раевский, – поразили немцев. Но вскоре невинное простосердечие сих «людоедов» совершенно рассеяло всякое сомнение… В сомкнутых рядах в своих национальных нарядах (не в трофейных французских мундирах, снятых с наполеоновских солдат! – И.Ш.) проходили башкирские полки по улицам городов Европы».

С восхищением продолжает свои воспоминания генерал Раевский о случае, когда башкирские полки вошли в Гамбург в числе победителей: «…Мы сами удивились опрятности и чистоте их одежды, которую берегли они только для случаев торжественных. Белые кафтаны и красные шапки в сомкнутых рядах нескольких полков представляли новое, но довольно приятное зрелище». (Раевский А.В. Воспоминания о походах 1812-14 гг. М,1822 г.).

Писатели, художники, мемуаристы Франции, Польши, Германии не могли пройти мимо таких колоритных фигур и достаточно много рисовали и писали о башкирах. Так, на картине художника Хюбейль «Башкиры в Берлине» изображен башкирский воин, одетый в свою национальную одежду, вооруженный луком, стрелами, саблей и пистолетом. Он изображен в центре картины, показывающим детям Берлина как стрелять из лука. (Государственный исторический музей, отдел изобразительных искусств, Дашковская коллекция, ящик 1, папка 7, №95.)

В картине неизвестного художника «Башкиры в Гамбурге, 1813 г.» изображены башкирский воин с лошадью и донской казак, идущие по узкой улице города. Башкирский воин изображен в момент подаяния милостыни обнищавшей женщине – вдове с голодными детьми. Белая лошадь башкирского воина изображена в центре композиции как аллегория и символ освобождения, чистоты помыслов и чести. Она изображена с поникшей головой. Скорбящий, жалобный взгляд лошади направлен в сторону голодных, осиротевших детей.

В другой работе Б.П. Виллевальде «Казаки в Бауцене» башкирские воины и русские казаки весело общаются с местной детворой. Здесь нет ни капли агрессии. Копья прислонены к стене здания, а один спешившийся казак весело беседует с дет-ской компанией. Казак снял свою папаху и один мальчик, осмелившись, даже надел большую казачью папаху на свою голову. В картине мы не наблюдаем никаких намеков мародерства и грабежа в действиях ни у казаков, ни у башкирских воинов, которые спокойно сидят на своих лошадях.

В картине художника Р. Кнетеля «Пленные французы под караулом башкир и калмыков», написанной 1813 г., изображены пленные французские солдаты в окружении башкирских и калмыцких воинов. Все пленные французы одеты в свои мундиры и головные уборы, никто не раздет догола.

В военных походах башкирские воины не только добывали у неприятеля трофеи, но и сами охотно дарили заслужившим их внимание персонам свои дорогие вещи и оружие, тем самым, подчеркивая свое миролюбие и открытость.

При возвращении из Парижа в 1814 году, проезжая через Веймар, башкирские воины, уже ставшие известными как «северные амуры», были приглашены к известному немецкому писателю и мыслителю И.В. Гете. Вряд ли великому гуманисту Гете захотелось бы увидеть этих сыновей «диких орд», будь они такие. В знак уважения и благодарности за хороший прием башкиры подарили Гете боевой лук и колчан со стрелами. Долгие годы Гете с гордостью показывал эти драгоценные башкирские трофеи своим друзьям и близким.

Сотни разных художественных произведений известных и неизвестных художников с изображениями башкирских воинов начала ХIX века хранятся в музеях и частных коллекциях Европы. Лук и колчан со стрелами, подаренные башкирскими воинами И.В. Гете; поэтические строки русского поэта Батюшкова и путевые заметки английского писателя мемуариста Вальтера Скотта; башкирская стрела на куполе немецкой церкви в г. Шварц, оставленная 14 апреля 1814 г. при возвращении башкирских полков из заграничных походов; роман башкирского писателя Яныбая Хамматова «Северные амуры» – все это бесценные исторические памятники о башкирских воинах, принявших активное участие в кровавых сражениях Отечественной войны 1812 г. и заграничных походах Русской армии 1813-14 гг., где они «доказали свою преданность и усердие Отечеству».

Башкирский народ всегда с гордостью вспоминает своих сыновей-воинов, которые в своем участии в Отечественной войне 1812 г. усматривали необходимость борьбы с коварным и грозным неприятелем, покушавшимся на независимость страны, с врагом, который претендовал на мировое господство. Массовое участие башкир в оказании помощи действующей армии была признана в последствии и властями. По окончании войны Александр I поручил оренбургскому военному губернатору Волконскому объявить от лица России «благоволение» башкирам и мишарям, живущим в крае, за их «похвальное усердие Отечеству», за участие в войне и пожертвования.

Автор: И. Шаяхметов, руководитель военно-исторического клуба «Северные Амуры»
Источник - www.vkrasnousolske.ru
Категория: Российская история | Добавил: РФ
Просмотров: 12674 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.7/13
Всего комментариев: 2
avatar
2 damba10001 • 00:14, 03.12.2015
Я побывал везде куда меня отправляла родина
avatar
1 damba10001 • 00:12, 03.12.2015
Это мой народ и я продолжаю их наследие в рядах вооруженных силах РФ
avatar