Библиотеки в социальных медиа: опыт, ошибки, инструменты
16.08.2012, 17:34 | |
Новый медиа порядок! Что это значит? По последним данным в Интернете уже половина россиян. В Интернете мы ищем новости, работу, проекты, идеи! Каждый пользователь может стать источником информации, интересная информация передается дальше, свободно перетекает из одного канала в другой, коммуникации объединяются в одну медиасферу, где люди говорят, думают, чувствуют, выбирают. Из 7 миллиардов населения, 2 миллиарда уже пользуются интернетом, 1 миллиард общается в социальных медиа (и эта цифра постоянно растет). Могут ли библиотеки оставаться в стороне? В ночь с 20 на 21 апреля 2012 года в России прошла Первая ежегодная социально-культурная акция «БИБЛИОНОЧЬ» - масштабное сетевое событие общенационального уровня в поддержку чтения. Более 750 организаций в Москве и Туле, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, Петрозаводске и Перми, Твери и Волгограде, Астрахани, Тольятти, Ростове-на-Дону, Самаре - сотни библиотек, музеев, галерей, культурных центров и книжных магазинов в эту ночь открыли свои двери для посетителей и представили на своих площадках и улицах городов культурные программы с участием литераторов, музыкантов, художников, артистов. Примечательно, что вся подготовка и координация Библионочи происходили в группе социальной сети Фейсбук. К общероссийскому Дню библиотек в этой же сети родилась идея акции "ФЛЕШБУК", цифрового отражения любимых книг на страницах соцсетей. Чтобы стать участником акции (она на сегодня продолжается), любой желающий может оформить аккаунт (страничку) в любой соц. сети на имя любой книги и пригласить на нее как можно больше друзей. В течение минимум 1 месяца знакомить их с книгой через фрагменты текста, иллюстрации, биографию автора, личные переживания и т.д. Ссылки на эти странички собираются в блоге-каталоге ФЛЕШБУК. По предварительным итогам в различных социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Мой Мир и др.) и блогах появилось более 90 книжных страниц! Кроме библиотекарей в акции принимают участие студенты, писатели, издатели и др. В социальных медиа легко и без посредиков можно связаться с любым известным человеком: писателем, общественным деятелем. Как пример: приглашение, отправленное министру культуры РФ Владимиру Мединскому, поучаствовать в акции ФЛЕШБУК. Виртуальность открывает для библиотек новые возможности! И вот уже традиционными становятся телемосты между школьниками Новоуральска и Стерлитамака. О чем подробно рассказывает в своем блоге "Миры библиотек" библиотекарь Любовь Брюхова. А в блоге "БиблиоТуймазы" девятиклассница публикует свои краеведческие исследования. Все это примеры активного использования библиотеками возможностей социальных медиа. Причем нужно сказать, что библиотеки при этом находятся в большом общем эксперименте. Учатся друг у друга, пробуют разные сервисы. Что же предлагает Интернет, какие формы социальных медиа сейчас популярны? Сначала вспомним, что такое социальные медиа - вид масс-медиа, использующих набор онлайновых технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой. К ним относятся: - Социальные сети - Блоги - Совместные проекты - Интернет-сообщества - Геосоциальные сервисы - Виртуальные игры Что такое социальные сети объяснять, наверное, не нужно! Поднимите руки, кто не зарегистрирован ни в одной социальной сети? В Одноклассниках, ВКонтакте, в Фейсбуке обитают сотни библиотекарей, библиотечных групп, страничек библиотек, где библиотекари делятся своим мнением, опытом и знаниями, налаживают контакты с читателями, обмениваются новостями. Библиотеки анонсируют новые книги, объявляют конкурсы, проводят онлайн-опросы. Все тоже самое можно делать в библиотечных блогах, только здесь больше самостоятельности и творческого простора. Блог – это веб-сайт, основное содержание которого – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа, открытые для чтения и комментирования. Небольшим библиотекам, в том числе и сельским блог может заменить библиотечный сайт. В одних блогах развивают творческую активность читателей, в других публикуют новости, в третьих рекламируют свою работу в Интернете, в четвертых создают новые библиотечные продукты. Но абсолютно во всех - профессионально совершенствуются, становясь библиотекарями 2.0. А если к библиотечному блогу подключить социальные сети – то мы получим медиа-площадку, позволяющую наладить в Интернете диалог с читателями. Библиотечная блогосфера очень креативная среда, весной прошлого года блогеры позвали всех на либмоб "Как пройти в библиотеку?", летом вышли на Парад библиотечных блогов, осенью развиртуализировались в Екатеринбурге на Неконференции. Библиотечные блогеры с радостью встречают новичков, всегда готовы помочь в блогостроении, создали для этой цели консультационный ресурс "Подвешенные блоги". Организовали школы библиотечных блогеров в Екатеринбурге, Новосибирске, Волгограде. Особый вид блогов - микроблоги - Твиттер. Особенность твиттера в том, что сообщения в нем не могут превышать 140 символов. Благодаря этому он краток и оперативен. По мнению многих библиотекарей эта технология позволяет быстро и без посредников получать любую информацию, налаживать оперативные контакты. Твиттер может использоваться для разных целей: справочная служба, местные и национальные новости, библиотечные новости, реклама новых книг, новых услуг, часы работы библиотеки, объявления, двусторонняя коммуникация. Отличный пример совместного проекта - это портал ВикиСибириаДа - свободный ресурс для коллективной работы библиотекарей, педагогов-краеведов, детей и молодежи над созданием, размещением и сохранением материалов Сибирского региона. Становится популярным среди библиотек и YouTube, самый крупный в Интернете видеохостинг. Здесь можно публиковать отчеты об интересных библиотечных событиях, буктрейлеры. Буктрейлеры - это видео аннотации книг. В ролике не более 3 минут, информация о книге подается так, что сразу хочется взять ее и почитать. Как видите диапазон использования социальных медиа библиотеками большой. Современные библиотекари понимают, что идти в социальные медиа - это значит идти в центр информационной активности, навстречу целевой аудитории. Есть и другое мнение, что для представительства библиотеки в Интернете достаточно сайта. Так ли это? Сайт - это официальное лицо библиотеки, много полезной информации для читателей, партнеров, учредителей библиотеки. Но как эта информация к ним попадет? В море Интернета именно социальные медиа раздувают "паруса" сайтов! Посмотрите, как выглядит современный библиотечный сайт - на главной его странице - иконки социальных медиа, приводящие на него пользователей из соц. сетей. Все это добавляет интерактивности библиотеке, снабжает ее дополнительными маркетинговыми инструментами. Не написаны еще учебники о библиотечной работе в среде соцмедиа, наше библиотековедение оказалось не готово к такому повороту событий. Но есть пример и опыт дерзновенных библиотекарей-практиков, которые делятся своими советами. Вот, что они рекомендуют: • Отнеситесь к этому делу как к проекту, с целями и задачами, сроками и этапами, руководителями и ответственными. • Разработайте концепцию. • Выберите площадку для работы (блог, страница или группа в социальной сети, видеоканал на YouTube и т.д.). • Придумайте стиль. • Подберите базовую информацию для наполнения ресурса на первые две-три недели. • Не забывайте, что контент в социальных медиа – это повод для беседы. Старайтесь создавать тексты, подразумевающие дискуссии в комментариях. Пишите ясно и просто, чтобы было легко разобраться неискушенному читателю. • Экспериментируйте! Дерзайте! От себя добавлю: До создания своих ресурсов побудьте сначала гостем в библиотечных блогах, группах в соцсетях. Сразу станет ясно, каких компетенций вам не хватает для онлайн-работы. Работа в соцмедиа очень ответственна, т.к. создает имидж библиотеки. Нет ничего печальней в Интернете, чем заброшенный библиотечный блог. Ошибка думать, что работа в соцмедиа бесплатна. Действительно зарегистрироваться в соцсетях не стоит денег, но сколько эта работа потребует кадровых и временных ресурсов, об этом не стоит забывать. Нам всем еще нужно учиться вести неформальные диалоги с читателями, не бояться критики, сотрудничать с книжными сообществами в Сети. Ситуация зацикленности на самих себе, характерная для библиотек в реале, с "успехом" переходит в онлайн. Дело усложняется тем, что традиционные методы библиотечной работы в виртуальной среде не работают - здесь всё - новые формы. Слабо пока используются библиотеками возможности соцмедиа для краудсорсинга - метод привлечения всех желающих к решению различных задач. Пользователей в Интернете можно не только приглашать на различные мероприятия, но и вовлекать их в подготовку библиотечных событий, советоваться, обсуждать. Не малую помощь социальные медиа могут оказать в библиотечной адвокации, в лоббировании наших интересов в обществе. Резонный вопрос, кто должен этим в библиотеках заниматься? Сразу скажу, что специалистов по продвижению организации в соцмедиа пока не готовит ни один вуз. Занимаются этим чаще всего службы маркетинга. Продвижение библиотек в Интернете надо поручать сотруднику, который хорошо ориентируется в соц. сетях, коммуникабелен и, главное, заинтересован в этом. Формальный подход здесь играет на руку только антипиару. Конечно, соцмедиа не решат все наши проблемы, но: • во-первых, решения этих проблем можно эффективно находить, обсуждая их в Сети с коллегами и экспертами, преодолевая географическую изоляцию; • во-вторых, решения этих проблем можно эффективно находить, обсуждая их в Сети (самое главное) с пользователями библиотек, для которых, собственно, библиотеки и работают. Ошибка, ждать немедленного результата и существенного притока новых читателей от этой работы. Опираясь на мировую статистику можно сказать, что превращения пользователей интернет-сообществ в потребителей услуги составляет 1 %. Зачем же тогда идти в соцмедиа? За лояльностью, за новым имиджем, за партнерами! Присутствие библиотек в соц. сетях - это в первую очередь инструмент пиара. Думаю, что сомнения, работать нам в социальных медиа или нет, уже отпали. Вопрос в том, насколько хорошо мы будем это делать. В заключении хочу процитировать слова библиотекаря Гузяль Эркаевой из села Костенеево (Татарстан), она победитель многих конкурсов и вот очередная победа - ее проект "Читает все село" получил в этом году Международную премию ИФЛА в области маркетинга, среди претендентов из 20 стран, включая Австралию, Канаду, США, Испанию, Индию и другие страны. "Я культурный и жаждущий знаний человек, с любовью отношусь даже к самым малым плодам своего труда. Мне нравится осваивать новые технологии и методики библиотечной работы, участвовать в конкурсах, делать презентации и ставить театральные постановки, и конечно же, общаться с детьми", - пишет Гузяль о себе на своем сайте. - "В 46 лет впервые села за компьютер, изучила его методом "тыка", учила меня и молодёжь. Сейчас у меня своя электронная почта, сайт. Теперь уже ко мне приходят учиться". Какие тут могут быть комментарии? В интернете провинции нет! Давайте будем активны, открыты и смелы. Давайте не ждать, а провоцировать перемены! Давайте постоянно придумывать информационные поводы для СМИ, и, что еще важнее, самим становится СМИ (как это сделать, я постаралась сегодня рассказать). Давайте вместе строить современную библиотеку! Автор: Екатерина Василькова Источник - sbiblioteka.blogspot.com | |
| |
Просмотров: 14088 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |