Главная » Статьи » Год охраны окружающей среды » Семь чудес природы Кугарчинского района

Аулия тау
Был ясный, сентябрьский день. Один из тех удивительных дней начала осени, когда солнце светит как-то по другому, вроде все еще лето, а нет уже того пекла.

На вершине Аулия тау было почти тихо, только слабый ветерок слегка шевелил своим дыханием серебристые стрелки ковыля и трепетали ленточки, привязанные к ограде святых могил. С горы открывалась потрясающая по красоте картина природы. Я впервые поднялся на эту гору, хотя много раз собирался это сделать. Почему я до сих пор не побывал на ней? Не могу ответить на этот вопрос. Видимо еще не время мне, не прижало. Ведь говорят в народе «По святым местам люди ходят, когда приближаются к краю жизни и ищут ответа на сокровенные вопросы или же жаждут просвета, потеряв себя в темных закоулках собственной души». Может быть, оно так и есть.

Обойдя захоронения, я по обычаю положил принесенные с подножья холма камешки на края небольших бугорков. Постоял у каждой могилы, потрогал ограду, проводя ладонью по выцветшим лоскутам ткани, что привязывают паломники в знак покаяния и просьбы о помощи у духов умерших. Сложные чувства обуревали тогда мной. Вообще я с очень большим почтением отношусь к могилам. Не знаю почему, но они мне с детства внушали какой-то трепет. Может из-за того, что это ворота в тот неведомый, пугающий мир, ожидающего каждого смертного в конце его пути? Не знаю.… Во всяком случае, думаю - это благоговение, оставленное нам предками и поныне живущее в каждом из нас. И только молодость подавляет этот инстинкт, ведь молодым неведом страх смерти….

Самое прекрасное заблуждение юности в том, что она совершенно искренне убеждена в своем бессмертии. Только с возрастом на смену этому бесстрашью, приходит понимание неизбежности, которую надо принимать достойно, и роковой час каждый встретит по своему, как ему начертано еще с начала времен. А вот эти люди, похороненные в этих могилах, что на вершине горы, встретили свою смерть так, что об их кончине сложена легенда и помнят потомки уже на протяжении многих веков. Да-а, странно устроена человеческая жизнь….

Кому-то достается судьба жить долго, быть безвестным, имя, которого теряется в дали веков, а кому-то яркая жизнь, но короткая, да еще овеянная славой подвига во имя родины. А предание об этой горе и похороненных на ней мучеников действительно удивительное и передают люди эту легенду из уст в уста уже почти семь веков. Самое потрясающее в том, что уважение к этим могилам сохраняется даже в наше безалаберное время. Спасибо предкам, что вложили в наш менталитет это чувство – почитание жертвенной любви к своему Отечеству.



А легенда начинается так:
«Тяжелые времена настали для башкирской земли. Пришел враг с востока. Жестокий враг. Жег кочевья, истреблял аулы. Имя этому народу было - монголы. Башкиры воевали с ожесточением. Если врага не сдержать – погибнет род и племя, а земля будет уже чужой. Не простят этого позора духи наших предков. Джигиты раз за разом уходили в поход по призыву народного ыйына. Сражались доблестно. Не раз обращали в бегство недругов. Но и поражения преследовали батыров.

Один раз нагрянул монгольский отряд на кочевье у этой горы. Не ожидали башкиры этого нападения. Никто тревоги не поднял, не кликнул сполоха сторожевой отряд. Наверное, погибли все в смертельной схватке на дальних подступах к аулу. Только успели девушек спрятать в лесу. Народ мужественно встретил врагов, но силы были неравны. Расправа была жестокой. Аул сожгли, тех, кто сопротивлялся, убили. Оставшихся в живых башкир собрали на майдане.

Монгольский военачальник посмотрел на окровавленные, непреклонные лица вождя рода, стариков, подростков и задумался. А ведь правду говорили ему, - этот народ нельзя сломить, зря хвастался на ханском пиру перед походом, что покорит башкир. Но, все-таки попытаюсь, решил он. Монгол применил излюбленную тактику покорения племени, - это уничтожить под корень его стержень – вождя и его потомство. «Выведите предводителя и его семью» - прозвучал приказ.

Вышли они. Сам вождь, жена, старший сын, невестка и их сын. Их поставили на колени и обнажили шеи. Враги ожидали слезных просьб о пощаде, особенно женщин и ребенка, но приговоренные не проронили ни слова. Даже самый маленький, которому было от роду пять лет, не плакал. Его глаза не по-детски серьезно смотрели на происходящее, и в них не было страха. И их казнили на глазах всех сородичей. Весь майдан взорвался гневными криками башкир. Еще немного и снова пролилась бы кровь. Захватчики еле удержали толпу, тыча копьями в безоружных.

Монгол был недоволен. Его внезапно озарило, этот народ никогда не покорится. И в яростном бессилии, для устрашения, придумал подлость, - приказал не хоронить тела ни на кладбище, ни на любой ровной земле. Если ослушаются повеления, расправа будет жестокой. Уехали враги, оставив после себя разоренный аул, мертвые тела. Оставшиеся в живых стали собирать павших соплеменников в последний путь, аксакалы же собрали совет, чтобы решить, как обойти грозный приказ, не нарушив его, и достойно похоронить казненных.

Долго длился совет. Много было мнений. Но, как говорится, и золотую песчинку добывают, перелопатив кучу земли. Пришла к седобородым мудрая мысль, - если нельзя хоронить на ровной земле, можно на горе. И погрузив тела на верблюдов, поднялись на самую вершину и похоронили. С тех пор там и покоятся останки этих доблестных людей. Поклялись люди хранить память о мучениках до тех пор, пока жив сам башкирский народ. И сила этой клятвы сохраняется и поныне.

Проходят века, меняется облик земли, а гора все так же гордо стоит, храня в себе прах погибших. Со временем люди стали замечать, что на ней происходят необъяснимые явления. На праздники Ураза и Курбан-байрама на вершине горы, где кладбище, светятся таинственные огни. Народ приписал эти чудеса Божьей благодати, изливающейся на могилы.

Стало быть, Господь принял их жертву, в награду наделив вершину горы чудодейственной силой. Людская молва говорит, это святое место помогает очиститься от грехов и излечиться от болезней. И потянулись сюда паломники со всего Башкортостана. Воздать почтение жертвенному подвигу мучеников, вознести молитвы Всевышнему. Многие получили облегчение, побывав здесь. И нарекли эту гору именем Аулия, что значит, - святая».

Вот и все сказание. Простенькое такое, а сколько в нем смысла. Вроде как назидание нам, потомкам: Запомните - святостью наполняется имя того, кто решил посвятить себя бескорыстному служению Родине. Вспоминая содержание легенды, в мыслях я невольно все еще находился в том грозном времени, где жили эти достойные люди, защищая землю, род и племя. Сохранить это все, значит обеспечить будущее своему народу. Как говорили древние, три столпа, являются основой любого народа – земля, язык и память, если не сберечь их, считай, пропала нация, то есть мы с вами.

А все-таки хорошо, что пришел на эти святые могилы. Посидел, поразмышлял о бренности всего земного. Иногда надо бывать здесь, послушать свист ветра… окинуть взглядом весь простор, что открывается с этой вершины… вдохнуть напоенные запахами лесных трав и степного ковыля воздух и…. до дрожи в теле почувствовать свою связь с землей предков.
Я взглянул на часы. Ого, уже два часа сижу. Пора. Я встал, еще раз прошелся вдоль могил, постоял у каждой и пошел по тропинке вниз к подножью, откуда мне призывно махали руками друзья.

Уже на полпути обернулся посмотреть на это маленькое кладбище, оно уже почти скрылось с глаз. И только лоскутки на высоких шестах, маленькими флажками трепетали от ветерка, как бы прощаясь со мной. На душе почему-то стало легко и просто, и я продолжил спуск. Выехав на дорогу, пролегающую по ту сторону Оло Эйека, я еще раз посмотрел на вершину.

До свидания, Аулия тау.

Автор: Талгат Ишемгулов
Категория: Семь чудес природы Кугарчинского района | Добавил: РФ (11.06.2013)
Просмотров: 3374 | Рейтинг: 4.2/12
Всего комментариев: 0
avatar
Социальные сети
Схема проезда
Контакты
Тел.: (34789) 2-12-60 Email: mukcbs35@mail.ru
453330, РБ,
Кугарчинский р-н, с.Мраково
ул. З.Биишевой, 90.