Сегодня никто так
хорошо не знает историю переселения мордвы в наш район, как Андрей Иванович Первушкин,
родившийся и ныне проживающий в деревне Ардатово.
- Деревню Ардатово
в конце XIX - начале XХ века основали
переселенцы из деревни Ардатово Ардатовского района Мордовии отец с сыном Данил
и Иван Захватовы. Они у башкирского бая Сафы по речке Сазовка выкупили землю и
лесной участок, а речку напротив деревни назвали Ардатовкой. Захватовы
занимались торговлей. Построили дом, но по истечении лет дом этот сгорел. На месте
их двора мы нашли стеклянную бутылку, на которой было что-то написано
по-мордовски. Обнищавшие Захватовы остаток жизни провели в землянке. Теперь их
никого нет.
Моя мама Агафья
Савельевна Фомичева родилась в 1888 году, прожила 103 года. Отец Иван Николаевич
Первушкин – ровесник матери. Поженились здесь, в Ардатово. У матери были братья
Николай, Гавриил, Мирон, у отца – брат Алексей. У нас было картофельное поле за
шоссейной дорогой, а за речкой огород для овощей.
В 1905 году
Первушкины за Сазовкой, там, где ныне находится ферма, приобрели землю и туда
переселились, назвали место жительства Новым хутором. Во главе переселившихся
стоял Егор Васильевич Первушкин. Его и еще Алексея Афанасьевича Первушкина,
хотя они и не были богатыми, объявив кулаками, сослали на каторгу. Тот склад,
что они успели построить, разобрали только в прошлом году.
Первушкины ныне
живут в деревнях Ардатово и Максютово. Сам Андрей Иванович родился в 1931 году,
42 года проработал механизатором. Награжден за самоотверженный труд значками и
медалью в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина.
В Ардатово известны Семякины, Лапины, Жинеевы, Чекашкины,
Губанцевы, Бурнаевы, Даниловы, Губановы, Николаевы, Кудряшовы, Журавлевы,
Песчаскины. Носители некоторых этих фамилий живут здесь и по сегодняшний день. В
районе мордовцы жили и живут и сегодня в следующих населенных пунктах:
Ижбердино, Беркутово, Новониколаевское, Каматаево, Новосапашево, Мряушлинский.
По численности населения мордовской национальности деревня Ижбердино занимает
второе место.
Федор Михайлович
Инчин – самый старший по возрасту среди своих односельчан, родился в 1926 году.
У него было две сестры и четыре брата. Работал комбайнером Кугарчинской МТС,
база которой находилась в Максютово, затем – трактористом. Инчины вырастили
четырех детей.
Федор Михайлович участвовал в войне с японцами. Инчины, как
и все ижбердинские мордовцы, видимо, переселились сюда приблизительно в одно и
то же время с ардатовскими мордовцами. Отец Федора Инчина Михаил родился в
1876, мать – в 1881 году. Подробностей по истории ижбердинской мордвы даже
самый старший из родственников не знает, а молодые?
Известны такие
фамилии, как Суняйкины, Суродькины, Лапины, Давыдкины, Андреевы.
В 2002 году в
Кугарчинском районе проживало 460 человек мордовской национальности. Перепись населения
нынешнего года, пожалуй, покажет, что численность мордвы в районе убавилась.
Что происходит?
Основная причина, конечно, кроется в том, что каждый
малочисленный народ быстро поддается ассимиляции, то есть, изменяясь,
уподобляется. Сегодня тех, кто считает себя истинным мордвином и остался им –
очень мало. К счастью, вышеупомянутые наши герои остались верными своим корням,
говорят на родном языке, гордятся своей национальностью.
Но их дети разговаривают по-русски, кто-то и чурается
национальности предков. Но надо признать, что это равносильно измене своему
происхождению, отцам и дедам. Надо бы избавиться от этой «болезни».
Люди мордовской
национальности, переселившись из Мордовии на благодатную кугарчинскую землю,
составили прекрасный лепесток большого многоликого цветка, называемого соцветием
народов. Завоевали они уважение к себе трудолюбием. Назовем тех, кто в
советский период был награжден орденами
и медалями. Это Федор Алмаев, Нина и Николай Камардины, Гаврил Пищаскин, Иван
Горбунов, Петр Кошкин, Клавдия Бабаева, Петр Живодеров, Георгий Ильин, Лидия
Песчаскина, Анна Лапина и многие другие.
Комбайнер колхоза им.М.Горького Евгений Иштыков, механизатор
Исимовского совхоза Александр Давыдкин были награждены орденом Ленина.
Комбайнеру Октябрьского совхоза Ивану Федоровичу Буянову было присвоено звание
Героя Социалистического Труда. Немало и таких, кто честным трудом завоевал уважение
и за пределами своего родного района. Федор Золотухин из деревни Беркутово, например,
работая на экскаваторе на Гайском горно-обогатительном комбинате, на угольном
разрезе Кумертау – Тюльган, участвуя в строительстве Нугушского водохранилища,
на уфимских объектах, был награжден орденом Ленина. Участник финской и Великой Отечественной
войн, ардатовский трудоголик Василий Иванович Журавлев принимал самое активное
участие в строительстве Аму-Бухарского канала. Земляки утверждают, что ему присвоено
звание Героя Социалистического труда.
Среди участников
Великой Отечественной войны кугарчинской
мордвы немало. Они, как все, совершали ратные подвиги. Александр Данилов и Егор
Песчаскин – два военных летчика. Погибли, проявив отвагу и мужество. Николай
Инчин из Ижбердино поехал на фронт на автомобиле дорожного участка, на котором
сам работал, обратно не вернулся.
Сегодня Ардатово и Ижбердино – не чисто
мордовские деревни. Живут в них одной дружной семьей башкиры, татары, русские,
среди них есть и украинцы, немцы, корейцы и другие. Общаются между собой на русском
могучем и великом, так как это государственный язык. Дружба народов – это
огромное достояние. Живут люди разных наций, взаимно обогащая себя во всех
отношениях: в культуре, в вопросах быта, жизни, в производственной сфере. И в
то же время нельзя забывать свои корни, откуда и от кого ты, какой твой родной язык,
на каком языке произнес слово «мама» и на каком языке произнесешь свое
последнее слово. Все нации равны между собой, если уж мы должны делиться
чем-то, то это наш общий жизненный опыт, культура и быть толерантными друг к
другу.
Историческая справка
Мордва как национальность относится к
финно-угорской языковой семье. В Башкортостане мордовцев 2002 году было чуть
более 26 тысяч человек. Мордва этнически неоднородна. Она состоит из двух
основных групп: эрзи и мокши. Первое письменное известие о мордве относится к VI веку новой эры. Этноним
«мордва» восходит к ирано-скифским языкам, где mard означало слово мужчина.
Оно сохранилось в самом названии мордвы. В русском слове
«мордва» частица – ва носит оттенок собирательности.
-Хотя национальность одна, но разговорная речь
не одинаковая, зачастую друг друга не понимаем, - говорят они.
В нашем районе
имеются представители обеих групп.
Мордовия была присоединена к Русскому
государству вслед за подчинением Казанского ханства (1552). В конце XVII века
начинается раздача мордовских земель крупным боярам и дворянам, само местное
население вынуждено было податься за Волгу, в Сибирь. К середине XIX века заканчивается
крещение мордвы.
Среди переселившейся
мордвы большинство основалось в нынешних Федоровском, Бижбулякском, Ермекеевском,
Давлекановском, Белебеевском, Уфимском, Чишминском, Кармаскалинском районах.
У мордвы в прошлом
были большая (сложная) и малая (простая) семьи. Большая семья включала два-три,
иногда и более поколений потомков по мужской линии с их женами, детьми. Все они
жили вместе одним двором, сообща обрабатывали свои поля, питались и одевались
из общих запасов. Главой семьи был самый старший мужчина (отец, дед). Его жена
ведала домашними делами. Молодые члены семьи всецело подчинялись старшим. Со
временем большие семьи постепенно дробились и уступали место малым семьям. У
мордвы в прошлом исключался смешанный брак, сегодня же это сплошь и рядом.
В той же деревне Ардатово, к примеру, немало семей, где если
муж мордвин, то жена русская, нередки случаи, когда русские женятся на
мордовках. Супруга того же Федора Инчина из Ижбердино Анна – русская женщина.
Сейчас можно встретить смешанные браки и с представителями других
национальностей.
Языковые, религиозные
различия теперь не могут стать барьером для создания семьи. Русский язык – он
общий для всех. Но среди нашей мордвы имеются и такие, кто владеет башкирским.
-А башкиры Нижнего
Сазово говорят и по-нашему, - при этих словах в устах Андрея Ивановича
прозвучал оттенок гордости за свою нацию.
Вынужденные
оставить свою родину, мордовцы и на новом месте про-должают заниматься
земледелием. Они в этой области большие мастера. Возделывали рожь (розь), овес (пинем),
ячмень (шуж), горох (снав), просо (сура), а также коноплю и лён. Побольше сеяли
яровой пшеницы.
Местное башкирское население, естественно,
продавало пришельцам те участки, которые похуже: по речкам, на возвышенностях и
оврагах, балках. Мордовские деревни (веленя, веле) не имели правильную форму, и
дома строились там, где было удобно хозяину.
Национальная одежда
мордвы резко отличалась от других. Мужская одежда в основном состояла из рубахи
(панар) и штанов (понкет). Женщины свою одежду украшали вышивками. Основная
мордовская пища – это ржаной и ситный хлеб, щи, кашица, горох, в праздники
пекут пироги, шаньги с творогом, блины, курники, преимущество отдают свинине. По-мордовски
мясо – сивель, молоко – лофца, кислое молоко – шапама лофца, картофель –
модамарь и т.д.
Таким образом, одна
из национальностей, проживающей в Кугарчинском районе – это мордва. Основавшись
на благодатной башкирской вотчинной земле, ведут мирный, спокойный образ жизни. Дисциплинированный, порядочный,
трудолюбивый народ. Благодарны краю, который их приютил.
К сожалению, ввиду своей малочисленности,
мордва не смогла приобщить к местной цивилизации свою национальную культуру,
язык, вдохнуть национальный дух. В районе нет мордовского национального центра
и вожака, который возглавлял бы это дело, тоже нет. В школах мордовский язык не
изучается. Мордва, как все другие нации - в меньшинстве, нуждаются в поддержке
и защите со стороны районной власти.
Подготовил Р.СУБХАНГУЛОВ.