Кризисная ситуация? Обращайтесь!
31.05.2012, 22:26
События зимы 2012-го со всей очевидностью показала: нашим детям не хватает внимания, понимания и эмоциональной поддержки родителей. О причинах подростковых психологических кризисов, о детском телефоне доверия рассказала директор Государственного автономного учреждения «Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи» Анжелика Нурмухаметова.

– Кризисные состояния подростков вызываются прежде всего трудностями взаимоотношений с родителями. Если вспомнить историю, то в дореволюционной России воспитание базировалось на традиционных семейных ценностях. Дети росли под постоянным присмотром дедушек и бабушек, а среднее поколение зарабатывало. В советский период жизнь человека была практически предопределена на десятилетия вперед: детсад, школа, вуз, работа. Главенствующая роль в воспитании детей посредством общественных организаций принадлежала государству, семья оказалась на втором плане.

Но вот опять наступили иные времена, и подростки оказались предоставлены самим себе, а их общение с родителями сводится к «телефонному воспитанию». Часто это связано не с равнодушием взрослых, а с их занятостью. А еще к числу основных причин подростковых кризисных состояний относятся конфликты со сверстниками, школьные проблемы, любовные драмы. Информационное поле, откуда дети черпают сведения, сегодня в основном заполнено негативом.

Иногда ребенок, столкнувшийся с какими-то неразрешимыми, по его мнению, проблемами, не видит путей выхода из тупика и, случается, лишает себя жизни. Дети никогда не употребляют слово «суицид», они говорят: «надоело все», «так больше невозможно», «не могу терпеть». Если родители услышали подобные высказывания, то ругать ребенка не стоит. Дети в большинстве случаев не собираются умирать, они пытаются обратить на себя внимание взрослых, просят о помощи. Нужно предельно тактично и деликатно узнать, почему они пришли к этой мысли и что им хотелось бы изменить в своей жизни, а затем подсказать выход из проблемной ситуации.

При детях вообще нельзя говорить о самоубийствах, о том, что кто-то с собой это сделал. Психологи рекомендуют применять термин «кризисная ситуация». Ребенок обязательно скажет, если задумал суицид. Может быть, не напрямую, а через виртуальный дневник в Интернете. Родителям следует внимательно прислушиваться к словам детей, учить их преодолевать трудности и побеждать. Самое главное – нужно быть ближе и внимательнее к своему ребенку.

Если кризисное состояние у ребенка все же возникло, помочь ему смогут специалисты службы экстренной психологической помощи. С сентября 2010 года Башкортостан подключен к единому общероссийскому номеру 8-800-2000-122. Звонок по этому номеру анонимный, бесплатный и принимается круглосуточно. Все звонки по нему автоматически поступают к специалистам нашего Центра и к психологам Республиканского социального приюта для детей и подростков.

С 2008 года по такой же схеме работает многоканальный телефон доверия нашего Центра – (347) 273-09-00, который внесен в список экстренных служб. Жители Уфы могут позвонить по телефонам доверия городского центра психолого-медико-социального сопровождения «Индиго» или Республиканской психиатрической больницы № 1. В системе Министерства молодежной политики и спорта РБ функционируют 41 муниципальный центр психологической помощи. В 27 из них ведется телефонное консультирование населения, в том числе и подростков.

Чаще к нам обращаются дети. Только в течение 2011 года поступило около 16 тысяч звонков, из них 423 обращения были связаны именно с кризисными состояниями подростков. Телефон доверия ни в коей мере нельзя рассматривать как панацею. Конечно, в случае обращения психологи снимают эмоциональное напряжение позвонившего. Но после этого родителям необходимо вместе с ребенком посетить психолога. Только специалист в ходе консультирования может объяснить каждой стороне мотивы поведения другой стороны. Наши телефонные советы детям носят рекомендательный характер, а разговор со взрослыми строится с упором на родительские обязанности.

Наиболее проблемными являются подростки с 12 до 17 лет. В переходный период, когда идет половое созревание, на первый план выдвигаются любовные переживания. Очень важно, чтобы именно в этом возрасте подросток был готов доверить свои тайны родителям, а те, в свою очередь, могли направить его мысли и действия в позитивное русло. Юному человеку всегда легче пережить сложности, когда он уверен, что близкие люди в трудный момент протянут ему руку помощи.

Дети из неблагополучных семей звонят намного чаще. Детский телефон доверия порой становится единственной соломинкой для ребенка, испытывающего насилие, страдающего от несправедливости.

В кризисной ситуации может оказаться каждый из нас – и взрослый, и ребенок. Хорошо, что есть телефон, куда они могут позвонить в экстренный момент, – это будет еще один шанс предотвратить трагедию.


Автор: Раиль Мухамадеев
Источник - istoki-rb.ru
Категория: Актуально | Добавил: РФ
Просмотров: 1863 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
tag to the of your page -->
avatar
Кугарчинская ЦРБ © 2024