Спасите, деградирую...
15.12.2011, 02:25 | |
Как-то в мои студенческие годы преподаватель вуза дал задание поразмышлять на тему "Русский язык. Вчера. Сегодня. Завтра". И она меня заинтересовала. Почему сегодня студенты филологического факультета удивляют своей безграмотностью? В поисках ответа лучше переместиться за школьную парту, туда, где постигаются азы науки. Знакомая проходила в школе педагогическую практику, давала уроки русского языка в гимназии. Она жаловалась, что дети не хотят учить правила. Контрольный диктант половина класса написала на "двойки". Что оставалось делать молодому педагогу? Оставила детей после уроков. Только, к сожалению, работать над ошибками и исправлять оценки не пришел ни один ученик. Ребята не хотят серьезно относиться к этой дисциплине, заявляя: "нужен" нам ваш русский язык! Учителя же отмечают, что за последние 5-7 лет грамотность среди учеников средних и старших классов упала почти в 2 раза, то есть там, где раньше делалось от 7 до 9 ошибок, сейчас – от 14 до 18! Такая картина нарисовалась в школе. В университетах русскому языку также уделяется мало внимания (конечно, это относится не ко всем учебным заведениям). Для факультетских диктантов преподаватели берут тексты для выпускников девятых классов. Педагогу это на руку. С таким-то материалом не справиться студентам последних курсов? Подружка-студентка часто жалуется: "Я здесь деградирую, замечаю, как тупею, забываю правописание многих слов", - хотя много читает. О каком совершенствовании может идти речь? Действительно, полная деградация. Вспоминаю, во время творческого сочинения сосед по парте - студент-отличник четвертого курса спрашивает: как правильно пишется слово "стажироваться"? Знакомая из газеты рассказывает, что студент-практикант с факультета журналистики пишет "абшарпонный" вместо "обшарпанный". Если человек в школе в свое время не получил необходимые знания, без самообразования в университете он их не получит. Сегодня молодое поколение живет в виртуальном мире - "аськи", "чаты", где слова коверкают и искажают, как хотят. А когда готовишь в номер статьи молодых авторов, встречаешь "здрасьте", "лана", "ага", "пжалста". Наблюдается еще одна тенденция. В особенности она проявляется в Интернете: пиши так, как слышишь. Отсюда грубые ошибки. Беда в том, что молодое поколение, являясь активными пользователями Сети, впитывают как губка огромную массу информации и не могут ее фильтровать. Все написания, которые они видят в Интернете, часто переносят на бумагу. И как же обучить ребят русскому языку, если даже часы преподавания русского языка и литературы сокращаются, дети не читают классику, где представлены образцы литературной речи. А как можно жить в России и не знать языка Пушкина, Достоевского и многих других великих писателей. Еще одна из самых заметных проблем, наблюдаемых в русском языке, – это стремление к сокращениям. Я уже не говорю об устной речи, мы давно употребляем слово «щас» вместо «сейчас», «на пять сек» вместо «на пять секунд», «лан» вместо «ладно». Все эти «преобразования» связаны в основном с фонетическими процессами, происходящими в живой речи, а также со стремлением человека в жизни сокращать все до минимума с целью сохранения времени. С другой же стороны, все эти сокращения и прочие «коверканья» слов порою приводят к безграмотности и уродованию нашей речи. Русский язык, по моему мнению, находится в кризисе, он вымирает. Безграмотность и общее бескультурье принимают катастрофические масштабы. Прислушайтесь к языку обычного человека и поймете, насколько он беден и убог. Но стоит обратить внимание и на ведущих политиков, журналистов, которые выражаются с экранов телевизоров далеко не литературным языком. Газетно-журнальный стиль опустился до лексикона улиц и подворотен. Интернет заполнен помесью англицизмов, жаргона, сленга, нарочито грубых ошибок, соединений из кириллицы и латиницы, аббревиатур и других сокращений. Мат и непечатные выражения стали чуть ли не неотъемлемой частью не только разговорной, но и письменной речи. Все это грозит нарушить баланс русского языка. Вот такие грустные выводы о настоящем и будущем нашего "великого, могучего". Нужно что-то с этим делать. Автор: Анастасия Пестеха | |
| |
Просмотров: 1974 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |