Учителей не учат общаться с детьми
09.04.2012, 16:00 | |
У сына в школе уволилась преподавательница ритмики. Уже вторая за год. Обе ушли по одной причине – аллергия на детей. Первая просто не выдержала общения с маленькими садистами, которые мешали ей вести уроки, не хотели осваивать танцевальные па и упорно не желали приобретать чешки. Вторая, появившаяся через несколько месяцев, продержалась только одну четверть, а потом у нее обнаружилось заболевание кожи, возникшее на нервной почве. Пятнами пошла. И врачи рекомендовали ей больше никогда не работать в школе. Ни с той, ни с другой мне лично познакомиться не удалось, не знаю, к счастью или к сожалению. Но что-то мне подсказывает, что обе были молоды, духовно высокоорганизованы, любили свое дело и искренне хотели научить детей такому хорошему делу, как искусство красивого движения в танце. Но не смогли. Не хватило умения. Или моральных сил. Кстати, не одни они сдались в неравной борьбе с учащимися средней школы. У меня был опыт общения с молодой учительницей неродного языка. Началось все с того, что ребенок стал приносить домой тетради с длинными текстами, под которыми стояли «пятерки». При этом объяснить, что было написано в этих текстах, он не мог. А «пятерки» под загадочными текстами все появлялись и появлялись. Пришлось идти в школу, выяснять – как же так. Услышав вопрос, девушка-преподаватель подняла на меня глаза, полные искреннего ужаса, и сказала: «Их так много, они так шумят! А когда даешь им тексты из учебника списывать, они пишут и молчат». Вот так, честно и откровенно призналась в собственном бессилии что-либо сделать с «ними» - страшными и ужасными. Возможно, читатели скажут: «Да, дети сейчас пошли – не подарок, сложно с ними». Отнюдь. Такие возражения не принимаются. В этой же школе есть совершенно противоположные примеры. Есть две учительницы – по истории и по английскому языку, у которых не возникает абсолютно никаких проблем с теми же самыми детьми, которые кому-то кажутся шумными, хулиганистыми и неуправляемыми. Уроки эти учителя ведут совершенно спокойно, не кричат, не ругаются, не жалуются на учеников классным руководителям, директору и родителям. При этом дети эти предметы учат, приходя домой, берутся, прежде всего, за них, штудируют учебники, делают конспекты, выписывают определения и даты. Другие учителя даже обижаются, потому что на их уроках некоторые ребята, не успевшие подготовиться дома, учат историю. Как же этим преподавателям удается добиться такого совершенства от, казалось бы, неуправляемых подростков? Они строят работу на взаимном общении учеников. На уроке задействованы все – одни проверяют других. В начале урока каждый ученик должен заявить – на какую оценку он знает домашнее задание. А потом доказать это, причем не учительнице, а одноклассникам. Работают в группах, ставят оценки своим товарищам. Таким образом и материал усваивается лучше, и все заняты и не отвлекаются, и стыдно не подготовиться, потому что не спрошенным не останется никто, и именно товарищи, а не учительница констатируют, что ты лох. Правда, применяются и не совсем гуманные методы – например, «на дуэль» вызываются двое – один считает, что он готов на «пятерку», другой – что на «четверку». «Пятерочник» получает задание сбить «четверочника» на «тройку». В противном случае сам он получит оценку на балл ниже. Здесь можно поспорить о педагогичности такого подхода, говоря о воспитании жестокости и самоутверждении за счет других. С другой стороны, можно сказать о способности к мобилизации сил, о концентрации на полученном задании и т.д. и т.п. Но интересно, что именно этих учителей выпускники благодарят потом за полученные знания, не вспоминая про позор на уроках и про антипедагогичные дуэли. Есть, конечно, и другие, средние типажи учителей. Они как-то приспосабливаются более или менее справляться с буйной оравой, теряя при этом нервные клетки и не успевая дать подопечным необходимые знания. Но они, в отличие от крайних проявлений, не заслуживают большого внимания. Таким образом, когда сравниваешь работающих в школе учителей, напрашивается вывод – наличие в дипломе строки «преподаватель чего-то» совсем не подразумевает умения общаться с детьми. То есть, если предмету в вузах еще учат, то мастерству овладения детским вниманием – нет. И только очень талантливые преподаватели могут заставить всех без исключения школьников захотеть изучать их предмет. Учитель должен быть хорошим психологом и еще более хорошим мотиватором. А таких навыков, увы, в вузах студенты не получают. Отсюда конфликты в школах, нервные заболевания, пятна на коже, а, самое главное - недополученные учениками знания и умения. Автор: Евгения Сюткина Источник - i-gazeta.com | |
| |
Просмотров: 2020 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |