8 июня — 185 лет со дня рождения И. Н. Крамского, русского художника
07.06.2022, 09:34 | |
8 июня — 185 лет со дня рождения И. Н. Крамского, русского художника, одного из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Творческая деятельность Ивана Николаевича Крамского ограничивается тремя десятилетиями. В 1857 году, двадцатилетним юношей, он пришёл в академические классы, получив звание ученика Академии художеств. Тридцать лет спустя, не прожив полных пятидесяти лет, он скончался у себя в мастерской, упав перед мольбертом, на котором остался незаконченный портрет. Годы творческой жизни Крамского совпали с наиболее ярким периодом в истории русского реалистического искусства. Художник самоотверженно служил этому искусству. Он возглавил движение передовых художников эпохи, воплотил образ положительного человека в портретах и в созданных им картинах. Крамской показал современного человека в свете тех идеалов, которые составляли позитивную основу искусства критического реализма. Родился Иван Николаевич Крамской в уездном городке Острогожске Воронежской губернии в семье письмоводителя городской думы. Отец художника был из мещан, мать принадлежала к старинному казацкому роду. Детство Крамского не было радужным, отец умер, когда мальчику было двенадцать лет, средств на его образование не было и Крамскому удалось закончить всего лишь Острогожское уездное училище. Затем работа писцом в городской думе. Интерес к искусству пробудился у мальчика очень рано. Некоторое время Иван обучался иконописному мастерству, а затем работал ретушером у фотографа, с которым и «объехал большую половину России в течение трёх лет, в качестве ретушера и акварелиста. Это была суровая школа…». В 1857 году Крамской приезжает в Петербург, он уже пользовался большой известностью как превосходный мастер и вскоре поступает в Академию художеств. В 1863 году произошёл так называемый «бунт 14», когда по инициативе Крамского лучшие ученики академии – конкуренты на Большую золотую медаль – отказались от предложенной им программы на заданную тему и потребовали предоставить им право свободного выбора сюжета. Совет им отказал и молодые художники демонстративно покинули академию. В 1865 году была учреждена Артель художников. В эти годы Крамской создаёт многочисленные портреты своих друзей, людей, близких ему по взглядам на жизнь, на искусство. В 1869 году «за искусство и отличные познания в живописи портретной» Крамскому присвоено звание академика. В 1870 году был подписан Устав и началась деятельность Товарищества художников, организации, которая несколько десятилетий объединяла передовых художников России. На первой передвижной художественной выставке Крамской экспонирует картину «Майская ночь», написанную на мотив одноимённой повести Гоголя. Большую роль в создании поэтического настроения играет пейзаж, освещённый призрачным, голубовато-зелёным светом луны. Летом 1873 года Крамской пишет портрет И. И. Шишкина. Знаменитый русский пейзажист изображён среди знакомого нам по его картинам и столь любимого им скромного, но прекрасного среднерусского пейзажа. Среди работ Крамского портреты: Л. Н. Толстого, П. М. Третьякова, И. Репина, И. Гончарова, М. Клодта и многие другие. В конце жизни художник создал две свои знаменитые картины – «Неизвестная» и «Неутешное горе». Вот что пишет о «Неизвестной» А. Жукова: «Никогда не писал Крамской такого многокрасочного, сияющего портрета…Мне кажется, не было до этого в русском искусстве изображения женщины более прекрасной чем эта…Но особенного внимания заслуживают глаза: огромные…они сверкают как звёзды и в их блеске чудится зрителю блеск непролитых слёз». Картина «Неутешное горе», задуманная под впечатлением смерти любимого сына, отняла у художника много сил и явилась новым этапом в развитии русского искусства. На первый план выходит интерес к внутренним переживаниям простого человека, к его душевному состоянию, умение поднять до высокого искусства взятую из повседневной жизни тему. «Образ замкнувшейся в своём страдании матери полон особой значительности, душевной стойкости, благородства, — писал В. А. Прытков – Её фигура в строгом чёрном платье отчётливо выделяется в пространстве комнаты, контрастируя с мастерски написанными цветами, светло-розовым ковром, картинами в позолоченных рамах…Всё здесь просто и правдиво…». Иван Николаевич Крамской был настоящим художником и мыслителем, который не только своим творчеством, но и своей общественной и литературно-критической деятельностью отстаивал социальный пафос искусства, его гуманистические основы – то великое наследие, которое передовая русская художественная культура XIX века завещала грядущим поколениям. Источник - lib.pstu.ru | |
| |
Просмотров: 2463 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |