Он завещал нам любить Россию (К 160-летию со дня рождения художника Михаила Нестерова)
19.05.2022, 09:08 | |
Сегодня культурная общественность России отмечает юбилей знаменитого русского художника, одного из тех выдающихся личностей, которые составляют гордость и славу Башкирии – Михаила Васильевича Нестерова. Михаил Нестеров родился в Уфе 19 мая 1862 года (31 мая по новому стилю), в глубоко патриархальной и традиционно религиозной купеческой семье. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом атмосферой семьи, в которой он вырос. Его дед, Иван Андреевич Нестеров, был выходцем из новгородских крепостных крестьян, переселившихся при Екатерине II на Урал. Он получил вольную, учился в семинарии, затем записался в купеческую гильдию и 20 лет служил уфимским городским головой. Отец, Василий Иванович, славился в городе щепетильной честностью и был уважаем до такой степени, что все новые губернаторы и архиереи считали своим долгом делать ему визиты, чтобы представиться. А он принимал далеко не всех. В доме царила мать, Мария Михайловна – умная и волевая женщина. Близость с родителями сохранилась у Михаила до конца их дней. В каждый свой приезд в Уфу он вел с ними, особенно с матерью и сестрой Александрой, долгие, задушевные разговоры, а разлучаясь, писал подробные письма о своих творческих успехах и неудачах, неизменно находя понимание и сочувствие. По семейной легенде, маленький Миша выжил, благодаря чудесному вмешательству святого. Младенец был уже «не жилец». Его лечили суровыми народными средствами: клали в горячую печь, держали в снегу на морозе. Однажды матери показалось, что он «отдал Богу душу». Ребенка, по обычаю, обрядили, положили под образа с небольшой финифтяной иконкой Тихона Задонского на груди и поехали на кладбище заказывать могилку. Как вспоминал позже Михаил Васильевич: «А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила Бога, приписав мое воскресение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни…». Жизнь в городе была спокойной и неторопливой. Как позже вспоминал Нестеров, «Уфа, несмотря на все усилия цивилизации... немудрая, занесенная снегом, полуазиатская. По ней нетрудно представить себе сибирские города и городки. Начиная с обывателей, закутанных с ног до головы, ездящих гуськом на кошевках, и кончая сильными сорокаградусными морозами, яркими звездами, которые в морозные ночи будто играют на небе, им словно тоже холодно и они прячутся...» Поэзия народных преданий и обычаев, красота русской природы определяют мироощущение Нестерова-художника. Дом, где жил маленький Миша Нестеров находился на Центральной улице, ныне улице Ленина, там, где сегодня располагается гостиница «Агидель». Единственное, к чему он в детстве проявляет настоящий интерес, не считая многочисленных шалостей и озорства, это рисование. Ум и чуткость его родителей проявились в том, что они согласились с советами учителей, подметивших художественные способности мальчика, и, несмотря на то, что в Уфе к художникам относились, как к неудачникам, предложили ему учиться живописи в Москве. Будущий художник стал серьезно заниматься рисованием в Уфимской гимназии, которую окончил в 1874 году и уехал в столицу. Учился он в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с перерывами в 1877-81 и 1884-1886 годы у выдающихся русских художников Василия Перова, Алексея Саврасова, Иллариона Прянишникова. Из них наибольшее влияние на молодого художника оказал Василий Перов, чье творчество волновало умением проникнуть в человеческую душу. Нестеров не может на первых порах определить свой собственный путь. Он мечется, неудовлетворенный собой, и даже оставляет училище, и в 1981 году поступает в Академию художеств в Петербурге. Но и там он остро чувствует рутинность традиционного преподавания. Правда, в академии в это время работает замечательный педагог Павел Чистяков, у которого Нестеров учится серьезным профессиональным навыкам. Лишь первая и самая истинная, как считал сам Нестеров, любовь и потрясение от смерти молодой жены – Марии Ивановны Мартыновской, его землячки из Уфы, совершают в нем психологический и творческий переворот. Он находит, наконец, свою тему и свой художественный почерк. Известно, что с 1889 года Михаил Нестеров был экспонентом, а с 1896 года — членом Товарищества передвижников. Его картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-ой передвижной выставки в Москве. Эта картина, а также полотно «Пустынник» были приобретены Павлом Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило тогда больше, чем иметь академические звания и награды. Жил Михаил Нестеров преимущественно в Москве, а в 1890–1910 годы – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье — Абрамцеве, Троице-Сергиевой Лавре и их окрестностях. Позже художник переходит к религиозной тематике, его привлекают красота православных обрядов, аскетическая строгость служителей церкви, их гармоничное согласие с природой. Талант иконописца у Михаила Нестерова особенно ярко проявился при росписи Владимирского собора в Киеве, иконы церкви Спаса на крови в Петербурге, храма Александра Невского в Абастумани, Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. Продолжая традиции древнерусской иконописи, он создал проникнутые поэзией, кротким и задумчивым религиозным чувством образы Спасителя, Богородицы и святых. После Октябрьской революции 1917 года Нестеров показал себя как большой мастер психологического портрета (живописные портреты хирурга Сергея Юдина, архитектора Алексея Щусева, Веры Мухиной, Ивана Павлова). Их объединяют ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, разнообразие остро выявленных характеров и гибкость в выборе средств, наиболее рельефно выражающих психологический склад и настроение человека. Портретам свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, четкое построение композиции, точность живописной характеристики объема и пространства. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа. Ему присуждалась Сталинская премия первой степени в 1941 году. В 1942 году присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В последние десятилетия жизни художник увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой под названием «Давние дни» в год его кончины. «Природа души моей была отзывчива на все явления человеческой жизни, но лишь искусство было и есть моим единственным призванием. Вне его я себя не мыслю. Творчество много раз спасало меня от ошибок... Я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы. И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их...», — эти слова Михаила Нестерова, как нельзя лучше отражают суть его долгого творческого пути. Умер Михаил Нестеров в Москве 18 октября 1942 года, на 81-ом году жизни и похоронен на Новодевичьем кладбище. Его имя в Уфе носит один из старейших музеев России — Башкирский государственный художественный музей, начало коллекции и основание которого напрямую связано с Нестеровым. В 1913 году, желая «содействовать художественному образованию своих земляков», Михаил Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи второй половины ХIХ – начала ХХ века. Особую ценность этого дара составили 30 работ самого дарителя (портреты, пейзажи, жанровые композиции). В 1954 году музею присвоено имя Нестерова. В результате собирательской деятельности музея, в том числе последующих даров художника и членов его семьи, коллекция произведений Нестерова значительно пополнилась и в настоящее время насчитывает более ста работ. Автор: Владимир Романов Источник - bashinform.ru | |
| |
Просмотров: 1997 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |