У автора «Тринадцатого председателя» ‑ юбилей (К 90-летию писателя Азата Абдуллина)
26.06.2021, 09:35 | |
Азат Хаматович (Мухаметович) Абдуллин - писатель и драматург. Он родился 26 июня 1931 года в селе Башкирская Ургинка Зианчуринского района Башкирской АССР. После окончания школы учился на историческом факультете Башгоспединститута, в 1953-1956 годы ‑ в аспирантуре института Мировой литературы им.М.Горького в Москве. Затем несколько лет преподавал в Башкирском госуниверситете, впоследствии, переехав в Москву, стал профессиональным писателем. В литературу Азат Абдуллин вошел в 1963 году драмой «Не забывай меня, солнце!», посвященной деятельности и трагической судьбе талантливого русского советского поэта Сергея Чекмарева, приехавшего в послереволюционный Башкортостан на работу из Москвы. Азат Абдуллин сумел создать в пьесе романтически возвышенный, поэтически одухотворенный образ молодого поэта ‑ человека социально устремленного, с чистыми помыслами, горячим сердцем, на чью долю выпало немало драматических испытаний, обусловленных остротой общественных противоречий 30-х годов. Пьеса «Не забывай меня, солнце!» успешно шла на сценах многих театров страны, несколько раз была переиздана на башкирском языке в Уфе и Москве. В 1983 году Хайбуллинский район учредил литературную премию имени Сергея Чекмарева, первым лауреатом которой заслуженно стал Азат Абдуллин. В 70-е годы другая драма Азата Абдуллина «Тринадцатый председатель» принесла автору широкую всесоюзную и мировую известность. В советские времена эта пьеса была поставлена в Театре имени Вахтангова с Василием Лановым в главной роли. В ней впервые в отечественном театре освещались глубокие противоречия в жизни колхозной деревни. Пьеса с успехом прошла в более чем ста театрах страны, ставилась в театрах Болгарии, Чехословакии, Румынии, США и других стран. В какой-то мере в этой пьесе Азат Абдуллин предвосхитил идеи перестройки и реформирования общественной жизни задолго до Михаила Горбачева. В 1985 году драматург написал продолжение «Тринадцатого председателя» под названием «Последний патриарх». Хотя вторая пьеса дилогии в остроте социальных проблем, гражданской активности героев несколько уступала первой, тем не менее, она была ценна реалистическим отражением действительности конца 70-х годов. Азат Абдуллин проявил себя и как талантливый публицист. В очерках «Табунщик», «Звучащее поле», «Сияние таланта» («Избранные произведения», Уфа, 1990) воссозданы портреты современников различных профессий, их характеры, психология, мировоззрение раскрыты на основе реальных фактов жизни. В повестях «Белое молоко» и «Красная роза» писатель продолжил и углубил темы и проблемы своих пьес, что свидетельствовало о росте мастерства писателя-публициста, синтезе в его творчестве публицистики и реализма. Одно из последних произведений Абдуллина ‑ пьеса «Нездешний сад» ‑ привлекло внимание известного театрального режиссера Романа Виктюка. В основе этой пьесы ‑ жизнь знаменитого Рудольфа Нуреева. Так совпало, что в день юбилея драматурга, ныне живущего в Москве, в Уфе проходил XII Международный фестиваль балетного искусства имени Нуреева. И как здесь не вспомнить о том, что вся биография великого танцовщика ‑ это грандиозное шоу, в котором нищета и безвестность сменились славой и богатством, роскошная жизнь омрачилась неизлечимой болезнью. Разговор с матерью, урок в Уфимском хореографическом училище, встреча с балетной труппой, знакомство со знаменитой Марго Фонтейн, моменты личной жизни Рудольфа Нуреева и его гениальное искусство, эмоциональная опустошенность после спектакля, одиночество и обреченность на вечный поиск близкой души ‑ все отдано балету, для жизни не остается ничего ‑ такова пьеса земляка о земляке. Любопытен сам образ балетного искусства, который создается в спектакле. Это не ликующий мир юности и одухотворенной красоты человеческого тела, а боль и усталость натруженных мышц. В декабре 2014 года в США с успехом прошли гастроли Московского МХАТа со спектаклем «Нездешний сад». Кстати, постановка Виктюка ‑ это первый случай за последние два десятка лет, когда столичный режиссер обратился к творчеству национального драматурга. Азат Абдуллин и великий Мустай Карим до сих пор остаются единственными башкирскими драматургами, получившими признание за пределами республики. Очень жаль, что такому талантливому мастеру не создали возможности творить и работать на своей родной земле. Получилось так, что Азат Абдуллин даже был вынужден покинуть Башкортостан. Об этом он с болью говорил автору этих строк в 80-е годы в телефонном разговоре из Москвы. В 1984 году за большой вклад в развитие советской культуры Азат Абдуллин был награжден орденом «Знак Почета». В 2014 году ему было присвоено почетное звание «Народный писатель Республики Башкортостан». В последние годы в башкирском издательстве «Китап» вышли в свет избранные произведения Азата Абдуллина в двух томах, куда вошли пьесы: «Тринадцатый председатель», «Река ‑ жизнь» (раньше она называлась «Последний патриарх»), «Нездешний сад» и «Один». Вошли в двухтомник также четыре повести: «Не забывай меня, солнце!», «Белое молоко», «Красная роса», «Долгий сон в Руре», публицистика, письма. Эти письма ‑ переписка на высоком официальном уровне ‑ с Верховным судом, прокуратурой. Речь в них шла о борьбе за свои произведения, против их запрета, за спасение прототипов своих пьес. Борьба за героя «Тринадцатого председателя» Сагадеева ‑ Ивана Андреевича Снимчикова ‑ шла более 13 лет, с августа 1953 года по 1967 год. Азат Абдуллин писал письма руководителям страны, в адрес партийных съездов и все же добился того, что с Ивана Снимчикова были сняты все судимости, и он был полностью реабилитирован. Фирменный стиль всех пьес Абдуллина ‑ актуальность, добротность литературного и достоверность исторического материала. ИА «Башинформ», Владимир Романов | |
| |
Просмотров: 1884 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |