Фредерик Стендаль - французский писатель (к 240-летию со дня рождения)
23.01.2023, 09:12 | |
Один из величайших французских писателей XIX века Анри Мари Бейль творил под псевдонимом Фредерика Стендаля (Стендаль - название немецкого города, в котором родился известный немецкий искусствовед XVIII века Винкельман). Стендаль родился 23 января 1783 года в Гренобле, в семье богатого адвоката. Его дед, врач и общественный деятель, увлекался идеей Просветительства и был почитателем Вольтера. Но с началом революции в семье взгляды очень изменились, отец Стендаля вынужден был даже прятаться. Мать мальчика рано умерла, и семья надолго оделась в траур. Отец не занимался воспитанием сына, доверив его католическому аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Тайно от своего воспитателя он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Чтение, а также наиболее сильные впечатления и переживания детских лет, связанные с Первой французской революцией, стали определяющими моментами в формировании мировоззрения будущего писателя. Расположение к революционным идеалам он сохранил на всю жизнь. Ни один из французских писателей XIX века не отстаивал эти идеалы с такой страстью и смелостью. В 1797 году Стендаль вступил в Гренобле в Центральную школу, целью которой было введение в республике государственной и светской учебы вместо религиозной, и вооружению молодого поколения, знаниями и идеологией буржуазного государства, которое зарождалось. Здесь парень увлекался математикой. По окончании курса его отправили в Париж для вступления в Политехническую школу, куда он так и не вступил. Стендаль прибыл в Париж через несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил власть и объявил себя первым консулом. Тогда же начались приготовления к походу в Италию. В 1800 году семнадцатилетний Стендаль вступил в армию Наполеона. Он прослужил в ней больше двух лет, а затем подал в отставку и в 1802 году вернулся в Париж со скрытым намерением стать писателем. Стендаль был сторонником идеализации Наполеона, что отразилось и в его творчестве. Но его отношение к Наполеону, особенно после захвата последним престола Франции и превращения в императора, было, однако, достаточно критичным. Некоторые замечания Стендаля свидетельствуют о том, как хорошо он понимал деспотичные и узурпаторские стремления Наполеона и какую угрозу он видел в нем для настоящего духа революции. Стендаль принимал участие в походе Наполеона в Россию в 1812 году, был в Москве, Смоленске, Могилеве, испытал ужасы зимнего отступления французской армии из России. Впечатления о России были чрезвычайно сильны. Он видел героизм русского народа, который защищал свою родину, видел также и жестокий произвол самодержавия. После падения Наполеона и возвращение Бурбонов во Францию Стендаль едет в Италию, лишь наездами бывая на родине. Стендаль полюбил Италию; эта страна сыграла достаточно большую роль в формировании взглядов писателя. Его привлекала интенсивная общественная жизнь Италии. В 1821 году происходят восстания карбонариев в ряде городов (Неаполь, Турин). Сочувствие Стендаля этому дало двигательные основания правительство обвинить его в принадлежности к восставшим и предложить срочно оставить австрийские владения северной Италии. Пребывание в Италии оставило глубокий след в творчестве Стендаля. Он с захватом изучал итальянское искусство, живопись, музыку. Эта страна вдохновила его на целый ряд произведений. Это работа из истории искусства "История живописи в Италии", "Прогулка по Риму", новелла "Итальянская хроника". Наконец, Италия дала ему сюжет одного из наибольших его романов "Пармскя обитель". В 1822 Анри возвращается во Францию, в которой по-прежнему у власти Бурбоны. Париж встретил писателя неприветливо, так как сюда добрались слухи о его сомнительных итальянских знакомствах. Ему приходится быть очень осторожным. Он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи. Лишь спустя сто лет был определен автор этих статей. В 1822 году он публикует книгу "О любви" в различные исторические эпохи. В 1823 и 1825 гг. Стендаль публикует в Париже свои литературные памфлеты «Расин и Шекспир». В 20-е годы Стендаль создает несколько произведений, сведетельствующих о развитии реалистического дарования писателя. Издает свой первый роман «Арманс» (1827), новеллу «Ванина Ванини» (1829). В том же 1829 году ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается, и так появляется книга "Прогулки по Риму", представляюшая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию. В 1830 году выходит в свет роман "Красное и черное". Эти годы были достаточно тяжелыми в жизни писателя, не имеющего постоянного заработка. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания. После установления 28 июля 1830 года Июльской монархии во Франции, Фредерик Стендаль поступает на государственную службу. Он был назначен французским консулом в Триесте, а затем в Чивита-Веккию (в качестве консула он проработает до самой смерти). В 1832 году он начал писать воспоминания эгоиста, в 1834 году занялся романом "Люсьен-Левен". С 1835 по 1836 был увлечен написанием автобиографического романа "Жизнь Анри Брюлара". В 1838 году в Париже были опубликованы "Записки туриста", а в 1839 году вышла последняя напечатанная при жизни книга "Пармская обитель". В последние годы жизни писатель все чаще пребывал в мрачном настроении. Он чувствовал себя больным, однако достаточно часто ездил из Чивита-Веккии к Рифма. В 1841 году с ним случился первый апоплексический удар. 8 ноября 1841 г. писатель записал в дневнике: «Ничего нет смешного в том, что я могу умереть на улице». И он действительно умер 23 марта 1842 г. на улице во время прогулки, сраженный апоплексическим ударом. На следующий день во французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр погребен «малоизвестный немецкий стихотворец Фридрих Стиндаль». В завещании писатель просил написать на могильной плите (исполнили на итальянском): Арриго Бейль Миланец Писал. Любил. Жил. После смерти писателя вокруг его имени критики создали "заговор молчания". Первым, кто заговорил о нем и заставил обратить внимание на Стендаля, был Бальзак. Называя Cтендаля замечательным художником, Бальзак утверждал, что понять его могут только наиболее возвышенные умы общества. По материалам bukinistu.ru и livelib.ru | |
| |
Просмотров: 2601 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |