Гали Сокрой ‑ один из первых башкирских поэтов (К 195-летию со дня рождения)
18.06.2021, 09:03
18 июня отмечается 190-летие со дня рождения видного башкирского поэта, просветителя, философа и религиозного деятеля Гали Сокроя (настоящая фамилия ‑ Кииков Мухаметгали Габдессалихович).

Гали Сокрой родился 18 июня 1826 года в деревне Старое Чукурово Верхне-Татышлинской волости Бирского уезда Уфимской губернии (ныне село Старочукурово Татышлинского муниципального района Республики Башкортостан), в семье муллы. В отдельных источниках датой его рождения называется 8 января 1826 года.

Имя родной деревни поэт взял в качестве своего литературного псевдонима. Кииковы относились к древнему и знатному башкирскому роду, который происходит от Майкы-бея ‑ военачальника Чингиз-хана. Из его предков хорошо известен прапрадед Шариф Кииков, служивший старшиной Иректинской волости и оставшийся верным царскому правительству в годы Крестьянской войны 1773-1775 годов.

С семилетнего возраста до двадцати одного года Мухаметгали обучался в различных медресе Бирского и Мензелинского уездов. С 1849 года учился в известном между Волгой и Уралом медресе Хариса Биктимирова в деревне Стерлибашево. Отец его умер рано. Воспользовавшись отсутствием Мухаметгали, родственники разделили все имущество покойного между собой. В 1852 году он возвратился в родную деревню, основал там медресе и вел активную преподавательскую деятельность.

Началом своей творческой деятельности Гали Сокрой считает 1843 год. Именно тогда он написал стихи, посвященные халфе (учителю), который обучал его в одном из медресе и стихи о своей матери. Его наставником был известный поэт Шамсетдин Заки. Этот человек огромной воли и выдающихся способностей являлся слепым от рождения, однако благодаря упорству сумел получить образование и стать учителем.

Во многих своих стихотворениях Гали Сокрой продолжает традиции суфистских поэтов, придавая особое значение подбору слов, строению строки. В своем творчестве он испытывал сильное воздействие среднеазиатских поэтов-мистиков Ясави и Аллаяра-суфи. Писал он и акростихи.

Важно, что Гали Сокрой стал одним из первых национальных поэтов, который официально признал себя башкиром. В предисловии к своей книге «Сборник стихов Гали», описывая свое происхождение и деятельность, поэт отмечал: «Мы являемся лесными башкирами. Сын хлебороба ‑ хлебороб, сын крестьянина ‑ крестьянин. Основное наше занятие ‑ корчевать лес и делать на его месте сенокосные угодья и хлебные поля. Я все время и силы посвятил этим занятиям. С трудом получив указ (о назначении муллой), я построил дом, купил необходимую домашнюю утварь и, словно сын бедных родителей, оказался в долгах. Потратив много сил и старания, без чьей-либо помощи основал медресе, дома обучал взрослых, а в медресе учил детей. В то же время отправлял духовную службу, посещал то мечеть, то медресе и стал среди башкир рода Иракте самым уважаемым человеком, отдающим все свои силы этим трудам…».

При жизни им было издано пять поэтических сборников. К сожалению, многие произведения Гали Сокроя остались в рукописях. В Национальной библиотеке имени Валиди находится его рукописное собрание сочинений из девяти тетрадей.
Среди прозаических произведений Гали Сокроя выделяются по содержанию и языку его путевые очерки 1872 года под названием «Хажнамэ» («Заметки о поездке в Хадж»). Эти заметки публицистичны, автор выступает в них как человек любознательный, внимательный к окружающему миру, к людям, их интересам, быту; он гордится своим отечеством, разумом своих соотечественников. Много сил и времени было потрачено на издание этой рукописи, но она так и не была издана, а ходила из рук в руки.

Поездки на хадж (всего их было четыре) для Гали Сокроя сыграли большую роль не только в плане удовлетворения религиозных потребностей, но и оказали положительное влияние на его мировоззрение. В произведении «Таварих и Булгария» («История Булгарии») он повествует об историческом прошлом Урала и Поволжья. Оно написано в нескольких вариантах в стихотворной форме и является не только культурно-историческим источником, но и своеобразным памятником художественной литературы.

Сокрой составил шежере башкирского рода кара табын, к которому относился сам. Цикл стихов «Четыре времени года» («Фосули эрбага»), оставшийся в рукописи, является одним из лучших образцов башкирской лирической поэзии 19-го века. Перу Гали Сокроя принадлежат также сборники стихов «Жемчужины Гали» (1873), «Луч светильника» (1883) и «Хвала Казани» (1889).

Скончался Гали Сокрой 10 декабря 1889 года и похоронен в родной деревне.

Его произведения демонстрируют непоколебимую веру в культурный и общественный потенциал мусульман Российской империи. Благодаря дошедшим до наших дней произведениям, имя Гали Сокроя нашло достойное место в истории литературы и культуры башкирского народа. Часть его трудов не издана до сих пор, часть переведена на русский язык. Рукописи поэта хранятся в музеях и библиотеках Казани, Санкт-Петербурга и Уфы.

Татышлинцы очень гордятся своим знаменитым земляком. Изучением творчества поэта в Татышлинском районе занимается литературно-краеведческий музей Центра детского творчества, созданы экспозиции, посвященные Гали Сокрою и его сыну Гарифулле Киикову. Одна из улиц райцентра названа в память о выдающемся поэте.

В 2001 году, к 175-летию со дня рождения поэта и просветителя, на его родине ‑ селе Старочукурово ‑ создан дом-музей. В нем собрано много экспонатов, которые знакомят посетителей с бытом, укладом народа, его материальной и духовной культурой. В музее выставлены стенды с рукописями, фотографиями родственников Гали Сокроя, шежэре его рода.

ИА «Башинформ», Владимир Романов
Категория: Литературные имена | Добавил: РФ
Просмотров: 1650 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
tag to the of your page -->
avatar
Кугарчинская ЦРБ © 2024