Ханиф Карим — поэт и гражданин (К 110-летию со дня рождения)
25.07.2020, 16:05 | |
Башкирский поэт Ханиф Карим (настоящее имя Ханиф Каримович Каримов) родился 25 июля (7 августа по новому стилю) 1910 года в селе Верхние Киги Златоустовского уезда Уфимской губернии, ныне Кигинского муниципального района Республики Башкортостан. Является младшим братом известного журналиста-фронтовика Гали Каримова. Начальное образование Ханиф получил в школе родной деревни, позднее, в 1929 году, окончил неполную среднюю школу. Один год проучился в институте Народного просвещения, затем перешел на работу в редакцию газеты «Ленинсы». Больше двух лет Ханиф выполнял обязанности ответственного секретаря и заместителя редактора редакций газеты «Ленинсы» и «Молодой коммунар». В 1932-1934 годах Ханиф Карим служил в рядах Красной Армии. После службы учился в Башгоспединституте. В 1937 году был назначен ответственным редактором журнала «Октябрь». С первых дней войны Ханиф Карим добровольцем ушел на фронт. Ему довелось участвовать в тяжелых боях под Москвой, освобождении Калининской, Смоленской областей, Белоруссии, Литвы, дойти до Германии. Во второй половине 1945 года Ханиф Карим служил на Дальнем Востоке. За проявленное мужество он был награжден орденом Красной Звезды, боевыми медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией». После демобилизации, с осени 1946 года по 1959 год Ханиф Карим работал ответственным секретарем Союза писателей Башкортостана. Ханиф Каримович пришел в литературу в 30-е годы. Первый сборник стихов «Песня сторожевого» молодой поэт выпустил в 1934 году. Через два года в 1936 году увидела свет его вторая книга «Торжество». В своих стихах Ханиф Карим восславлял Коммунистическую партию, гений В.И.Ленина, выражал чувства благодарности партии и власти, воспевал героику социалистического строительства, героев труда, счастливую жизнь народа, строящего новое общество. В поэме «Девушка» (1935) историко-фольклорного типа он раскрыл отношение общества к женщине. Основное внимание было уделено дореволюционному положению женщины, ее судьба при социализме описана в эпилоге. Основной пафос поэмы заключался в критике капиталистического общества, угнетающего человека. В книгу «Солнечная страна» (1939) Ханиф Карим включил произведения, воспевающие Родину, партию, народ, характеризующиеся страстной патетикой, торжественностью интонаций, яркостью красок, символическими образами. Поэзия Ханифа Карима, раскрывающая общественно-политические темы, характеризуемая историзмом повествования, масштабностью образов, сочетанием лирики с публицистикой, ораторской интонаций, свидетельствовала о развитии в его поэзии публицистического стиля, близкого к стилю Владимира Маяковского. В балладах Ханифа Карима в конце 30-х годов на патриотическую тему, воспевающих романтику подвига, воссозданы героические образы защитников Родины. Стихи-отклики Ханифа Карима, написанные в первые дни войны, носили агитационно-призывной характер, характеризовались повышенно-эмоциональным накалом и яркой публицистичностью стиля. Широкую известность получила его «Песня гнева», призывающая весь советский народ встать на защиту Отчизны. Образ Родины, ставшей центральным в военной лирике, решается в поэзии Ханифа Карима в лирическом плане («Моя республика», «Люблю тебя, жизнь!»). В его фронтовой лирике нашли отражение солдатский быт и духовный мир воина. Он реально показывает суровые, трагические картины войны, стремится к реалистическому изображению действительности. В стихах, вошедших в книги «Стихотворения» (1942), «Любовь не знает смерти» (1993), «Военные дороги» (1944), отразилось непосредственное, эмоциональное ощущение родной земли, в них органически вплетены реалистические детали, патетика, лиризм. «Баллада о Салавате» Ханифа Карима явилась героико-романтическим произведением высокого эмоционального накала. В годы войны он, будучи корреспондентом фронтовой газеты, успешно работал и в жанрах прозы. В рассказах, очерках из книги «Любви нет смерти» (1943), в серии очерков «Родина зовет» (1941), отображалась ненависть к фашистским захватчикам, готовность советского народа отстоять свою свободу и независимость, его патриотизм. В очерках Ханифа Карима «Мой земляк», «Хисамутдинов Ишбульды», «Гостинец» (1943) отображены яркие эпизоды борьбы, в которых, как в фокусе, проявляются характерные черты советских воинов. В книгах стихов и поэм «Стихи и поэмы» (1944), «Светлая звезда» (1949) основным мотивом было воспевание радости возвращения солдата-освободителя на Родину, к мирному труду. В стихотворениях «Советский человек», «Шофер торопится», «Памятник» выражены светлые идеалы солдата мира, человечность людей поэт видит в сознательном отрешении от спокойной жизни ради общего благоденствия. В поэме «Светлая звезда» (1949) тема дружбы народов приобретает большое значение в определении истоков победы Советской Армии и психологической мотивировки конкретных военных событий, достаточно много места отведено обобщенно-поэтическому образу Москвы, олицетворяющему образ Родины. Герой лирики Ханифа Карима 60-70-х годов охвачен борьбой за народное счастье. Основное идейное содержание сборников стихов «В гору» (1958), «Шумят дубы» (1963) может быть выражено стихотворением «Песня о счастье». Поэт утверждает, что счастье состоит не только в великих подвигах, но и в преодолении обычных жизненных трудностей. Высокая публицистическая патетика свойственна многим его произведениям. Книгам стихов «Лесная тропа» (1965), «В стране молодости» (1967), «Урал говорит...» (1971), «Узоры родной земли» (1978) характерны публицистический пафос, мотивы самоотверженной преданности делу партии и народа, увлеченность романтикой подвига. Произведения Ханифа Карима последних лет способствовали идейной активизации башкирской поэзии. Поэт упорно и плодотворно работал над разнообразием ритмико-интонационного звучания стиха, по использованию различных рифм и строф. Он успешно переводил стихи Пушкина, Лермонтова, Мицкевича, Шевченко, Маяковского, польских поэтов. Он часто выступал в печати с публицистическими и критическими статьями. Творчество Ханифа Карима очень высоко оценивал выдающийся башкирский поэт Рами Гарипов. Широкий резонанс в свое время получило яркое выступление поэта в 1958 году на Первом (учредительном) съезде писателей России, создавшем Союз писателей Российской Федерации. В нем Ханиф Карим поднимал злободневные проблемы изучения родного башкирского языка и башкирской литературы в средней школе. К сожалению, остался неизданным труд его многих лет — сборник, куда Ханиф Карим включил повесть «Гнездо беркута», всю свою военную прозу и публицистику. Не успел он дописать и повесть о своем земляке и фронтовом друге генерале Рафгате Валиеве. Ханиф Карим был разносторонне развитым, интеллигентным человеком, имел редкий музыкальный слух, хорошо исполнял башкирские народные песни, играл на мандолине. Как вспоминает дочь поэта Роза, писатель очень любил детвору, организовывал импровизированные праздничные концерты детей в Союзе писателей, а на баяне им подыгрывал тогда еще совсем молодой поэт Рафаэль Сафин. Ценил Ханиф Карим и мужскую дружбу, сам был надежным другом. Его надежными соратниками в разные годы были Сагит Мифтахов, Салях Кулибай, Кадыр Даян, Гайнан Амири и многие другие литераторы. За заслуги в области литературы Ханиф Карим награждался орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. Ему было присуждено почетное звание заслуженного работника культуры Башкирской АССР. Умер Ханиф Карим в возрасте 73 лет 26 августа 1983 года. Похоронен он в Уфе на Мусульманском кладбище. На его могиле, находящейся на самом крутояре, воздвигнут гранитный памятник. В 2010 году к 100-летию писателя «Почта России» выпустила специальный конверт с его портретом. В 2015 году издательство «Китап» выпустило в свет книгу Ханифа Карима «Дорогами войны (1942-1943). Дневниковые записи (1955-1962)», куда вошли очерки военных лет, воспоминания, наброски произведений, выдержки из дневника. ИА «Башинформ», Владимир Романов | |
| |
Просмотров: 1717 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |