Николай Телешов - русский писатель (к 155-летию со дня рождения)
10.11.2022, 09:38 | |
Имя Николая Дмитриевича Телешова теснейшим образом связано с именами русских писателей-реалистов конца XIX—начала XX века. Он был другом А. П. Чехова и А. М. Горького; в день 25-летия литературной деятельности его приветствовал Л. Н. Толстой. Н. Д. Телешов родился 29 октября (10 ноября) 1867 года в Москве в купеческой семье. Предки его — крестьяне Владимирской губернии, некогда бывшие крепостными, но сумевшие выкупиться. «Может быть, именно от предков и жива во мне уверенность, что без свободы нет ни настоящего счастья, ни настоящей жизни ни для человека, ни для человечества»,— писал Телешов в автобиографии. Образование он получил в московской Практической коммерческой академии, которую окончил в 1884 году. Его литературный путь начался в том же году в журнале «Радуга», в котором напечатал свое первое стихотворение. Первые рассказы его — «Петух», «Перемена», «Ответ» и другие — печатались в мелких периодических изданиях 80—90-х годов (журналы «Радуга», «Россия», «Артист», «Детское чтение», «Семья» и др.). Ранние рассказы Телешова как по тематике, так и по выполнению напоминают ранние рассказы Чехова. Подобно Чехову, Телешов выступает врагом мещанства, врагом зоологического существования. Образы мещан-интеллигентов в его рассказах 80-х годов убедительны и ярки. Однако Телешов еще далек от мысли о необходимости борьбы с той жизнью, которая порождает мещанство. Он считает недостаток жизненной активности лишь личным пороком человека и не пытается обосновать его общественно-историческими условиями. Гораздо большее общественное значение имеет другая группа рассказов, вошедших в сборник «На тройках» и составившая впоследствии циклы «По Сибири» и «Переселенцы». Рассказы эти явились итогом предпринятого Телешовым длительного путешествия по Западной Сибири. После выхода в свет сборника «На тройках» Телешов становится известным в литературных кругах писателем. Истинное же признание и любовь широкого читателя он заслужил с момента выхода в свет его второго крупного сборника очерков «За Урал». Это впечатления очевидца, результат непосредственных наблюдений писателя во время его путешествия по Уралу и Сибири. Путешествие это, предпринятое по совету А. П. Чехова, рекомендовавшего молодому писателю глубже вглядываться в жизнь, изучать ее не только по книгам, но и в общении с самим народом России, дало Телешову богатейший материал о жизни простого народа. «Перешагнув границу Европы», писатель впервые столкнулся с переселенцами». Об ужасающей нужде, о невзгодах мужицкой жизни и поведал Телешов в очерках и рассказах, объединенных впоследствии в цикл «Переселенцы». Он поставил «переселенческую тему» в центре всего своего творчества 90-х годов. Подобно тому как Достоевский в свое время открыл «каторгу каторжную», Телешов запечатлел не менее страшную каторгу переселенческую. В 1903 году писатель создает замечательное произведение «Между двух берегов», где, говоря о предгрозовом затишье в России, выражает уверенность в торжестве света над тьмой. Он говорит о трагической судьбе великих писателей земли Русской, «народных печальников» — Достоевского, Кольцова, Шевченко, Никитина и других, загубленных царским самодержавием. Человек большой жизненной энергии, Телешов принимал активнейшее участие в целом ряде общественных мероприятий, являя собой, таким образом, образец неутомимого общественного деятеля. Он долгое время был председателем кассы взаимопомощи литераторов и ученых, участвовал в создании Книгоиздательства товарищества писателей, имевшего целью защиту писателей от эксплуатации со стороны издателей. Однако важнейшая заслуга его — в организации литературного кружка «Среда» и музея МХАТа. Кружок этот был литературно-культурным центром, куда сходились пути крупнейших художников эпохи. Сюда входили почти все выдающиеся писатели-реалисты тех лет: М. Горький, А. Серафимович, И. Бунин, В. Вересаев, А. Куприн, Л. Андреев и многие другие. На заседаниях «Среды» бывал А. Чехов, всегда внимательно следивший за ее деятельностью, здесь побывали В. Короленко и Д. Мамин-Сибиряк. К «Среде» примыкали не только литераторы, но и представители других областей искусства: музыканты, певцы, художники. Женой писателя становится Елена Андреевна Карзинкина (1869—1943), представительница известной купеческой династии. Благодаря ей на «Средах» бывают художники А. Я. Головин, К. К. Первухин, А. М. Васнецов, И. И. Левитан — Елена Андреевна окончила Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, была ученицей Поленова, имела широкий круг знакомств среди художников. Впоследствии она стала иллюстратором произведений своего мужа. Ей писатель посвятил свои «Записки писателя». Частыми гостями бывают Шаляпин и С. В. Рахманинов. Крупнейшей заслугой Телешова следует считать также создание им музея Московского Художественного театра. В это дело писатель вложил весь свой организаторский талант, всю свою энергию. Более четверти века отдал Телешов Московскому Художественному театру, кропотливо собирая музейный материал, восстанавливающий его историю. После Великой Октябрьской социалистической революции писатель принимает большое участие в организации книгоиздательства для детей. Его «Елка Митрича» — одна из первых детских книг, вышедших в нашей стране после Октября. Начиная с 20-х годов писатель работает над своими мемуарами. Первой ласточкой явились напечатанные в 1926 году в журнале «Красная новь» воспоминания о «Среде». А. М. Горький одобрительно отнесся к этой работе. Он писал Телешову из Сорренто: «Славно вы написали, но мало... Ваши «Среды» имели очень большое значение для всех нас, литераторов той эпохи». Писатель работает над «Записками» в течение всей дальнейшей жизни, в каждое издание внося все новые и новые исправления и дополнения. Одна за другой выходят его книги: «Все проходит» (1927), «Литературные воспоминания» (1931), наконец, разбросанный по отдельным газетам, журналам и книгам материал собран был в «Записки писателя» (1943). «Записки писателя» принадлежат к мемуарной литературе и живо восстанавливают перед нами наряду с литературной и бытовой историю общественно-политических отношений Москвы конца XIX—начала XX века. Телешову довелось прожить большую и интересную жизнь. Его юношеские годы совпали с деятельностью таких корифеев слова, как Тургенев, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, Достоевский; он был современником Льва Толстого, Островского, другом Чехова и Горького. Умер писатель в 1957 году и похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор: К. Пантелеева Источник - history.vuzlib.org | |
| |
Просмотров: 2199 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |