Нурдаль Григ - норвежский писатель (к 120-летию со дня рождения)
01.11.2022, 09:13 | |
![]() По словам П.Т. Андерсена, «для норвежских читателей он был диаметральной противоположностью Кнуту Гамсуну». Но несмотря на это, творчество Грига в послевоенное время и в наши дни ждала более трудная судьба, чем книги Гамсуна. По своим взглядам поэт оказался на другой стороне баррикад, также диаметрально противоположной. После визита в Советский Союз в 1932 году Григ провозгласил себя приверженцем коммунистической идеологии, которой не изменил даже после репрессий 1937-38 гг. Но в то же время его лирические произведения, в особенности посвящённые теме родины, до сих пор считаются неотъемлемой частью норвежской классики. Нурдаль Григ родился 1 ноября 1902 года в Бергене, в семье преподавателя соборной школы Петера Грига и Хельги Воллан. Его брат Харалд впоследствии был директором издательства «Гюльдендал». 17-летним Нурдаль ушёл на корабле в море, где прошёл суровую школу жизни. Он побывал в Африке и в Австралии. Впечатления от плаваний отразились в первом сборнике стихов «Вокруг мыса Доброй Надежды» (1922) и в романе «Корабль идёт дальше» (1924). Роман, посвящённый повседневной жизни моряков, стал сенсацией. Рисуя весьма неприглядные, порой откровенно ужасающие условия, в которых трудятся люди на корабле, Григ последовательно развенчивает романтические иллюзии как читателя, так и главного героя романа, Бенджамина Холла. Отчаяние героя доходит до такой степени, что он готов покончить жизнь самоубийством. Но пытаясь побороть это желание, Бенджамин открывает в себе новое видение жизни. Корабль не может идти дальше без него, он сросся с ним, корабль – это и есть сама жизнь. В этой жизни много бедствий и невзгод, которые нужно преодолеть несмотря ни на что. И тогда корабль пойдёт дальше. Та же идея – в стихотворении «Вокруг мыса Доброй Надежды» (1922). Лирический герой вырывается из замкнутого круга унылой городской жизни, где «всё те же унылые люди / привычным маршрутом спешат, / и весь горизонт их жизни / в дырявом кармане зажат». Его манит «в прекрасную светлую гавань, / чьё светлое имя – Мечта…» Мечта остаётся мечтой и всё так же манит вдаль, несмотря на все невзгоды, ибо в этом – сама жизнь: Да, вот он, мой самый желанный, единственно правильный путь! Пробиться сквозь тину будней, солёного ветра глотнуть И снова, не зная сомнений, бесстрашно в грядущее плыть ... Легко или трудно - неважно! Лишь это и значит жить! (пер. Эм. Александровой) Герои произведений Грига – простые люди: моряки, крестьяне, труженики. Начиная с раннего периода поэт наполняет своё творчество социальными мотивами. В основе его мировоззрения – гуманизм и сочувствие к людям, чья судьба оказалась тяжёлой, к тем, кто вынужден в драматических условиях зарабатывать на хлеб. Григ получил образование в Осло, затем учился в Англии. Долгое время он работал журналистом, сотрудничая, в частности, с журналом «Veien frem» (основан в 1936 году). Несмотря на занятость, он любил путешествовать и находил время для поездок в Германию, Италию, Англию, бывал в Греции, Китае и в Советском Союзе. В то же время его «второй родиной» стала северная Норвегия – Финнмарк, куда он несколько раз уезжал с тем, чтобы отдохнуть о повседневной работы и, насладившись покоем, найти вдохновение для новых стихотворений. «Утро в Финнмарке» (сборник «Норвегия в наших сердцах», 1929) – одно из самых известных стихотворений Грига. Здесь мы видим несколько характерных «григовских» мотивов: это и восторг перед суровой, драматической природой родной земли: Вот она, наша страна! Мёрзнущая и ледяная - Все же прекрасна она! Так на смертельном морозе Закоченевшая мать К сердцу дитя прижимает, Чтобы тепло ему дать! Это беззаветная любовь к Отчизне и готовность пожертвовать собой ради неё: Я ничего тебе не дал. Требуй, я выдам сполна! Всю мою юность и силу Требуй на подвиг, страна. Дай мне любить тебя право! Счастье твое воспою, Телом от стужи прикрою Голую землю твою! Это и сочувствие к тем, кто своим трудом в нелёгких условиях украшает родную землю: Родина, ты предо мною, - Море бушует в ветрах, Снасть рыболовная в бухте, Бедный посёлок в горах. Бедность и труд неустанный, В вечной борьбе бытие. (Пер. Д. Самойлова). Сборник «Норвегия в наших сердцах» - пожалуй, самый значимый и самый популярный в творчестве Грига. Эта книга, вышедшая в 1929 году, принесла ему всенародную славу. По словам Ю. Боргена, этот сборник «вырос из глубин народной жизни» и «освежил патриотические чувства норвежцев. Точнее, заставил их вспомнить о подлинных ценностях, о которых они начали забывать». В конце 20-х – начале 30-х гг. Григ пробует себя в драматургии. Самые известные его пьесы – «Наша честь и наше могущество» (1935), «Поражение» (1937). Как отмечают исследователи, поздние пьесы Грига создавались под впечатлением от эстетики советского театра. По мнению П.Т. Андерсена, драма Грига была «ненорвежской». «антиибсеновской». В «Поражении» действие происходит в 1871 году в Париже и связано с событиями Парижской коммуны. Но без сомнения автор намекает и на события современности, а именно – гражданскую войну в Испании, в которой сам Григ принимал участие. Сотрудничество с режиссёром Хансом Якобом Нильсеном и театром Den Nationale Scene в Бергене способствовало укреплению репутации театра как одной из передовых сцен Северной европы. В 1938 году выходит второй и последний роман Грига - «Мир ещё, должно быть, юн», названием которого становится строка из стихотворения Хенрика Вергеланна. Григ задумывает ещё один большой роман о жизни Финнмарка, но реализации творческих замыслов мешает война. С начала войны Григ активно принимает участие в движении Сопротивления. Он пишет статьи, выступает с лекциями в США, Канаде, Исландии, на Ян-Майене и продолжает сочинять стихи. Его поэзия становится оружием в борьбе с немецкими оккупантами. Знаменитое стихотворение «17 мая 1940 года» посвящено теме свободы и борьбы за независимость: Среди зелёных деревьев флагшток над Эйдсволлом наг... Но именно в это время свободы мы слышим шаг. Песнь на родном наречье над нашей страной встаёт - и растёт, побеждая, злых инородцев гнёт. (Пер. Т. Бек) Сборник эссе «Умершие молодыми» (1932), посвящённый рано ушедшим из жизни английским поэтам, стал пророческим. По словам Ю. Боргена, Григ ощущал своё духовное родство с этими поэтами, в частности, с П.Б. Шелли, словно предчувствуя, что и ему на земле отведён недолгий срок. Произведения Грига неоднократно издавались в нашей стране. Последний на сегодня и самый объёмный сборник его стихов вышел в 1988 году в издательстве «Художественная литература». Возможно, не всё в его творчестве актуально на сегодняшний день, но будем надеяться, что и наших читателей ждут новые встречи с лирикой этого выдающегося поэта Норвегии. Автор: А.А. Сельницин Источник - norge.ru | |
| |
Просмотров: 3300 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |