Проспер Мериме - французский писатель (к 220-летию со дня рождения)
28.09.2023, 11:27
Мериме (Merimee) Проспер (28 сентября 1803, Париж – 23 сентября 1870, Канны) - французский историк и писатель, член Французской академии. Блестящий драматург и мастер художественной прозы. Созданные им произведения неувядаемы: столь глубоко воплощена в них жизненная правда, столь совершенна их форма.

Великий новеллист появился на свет в семье художника, преподавателя Политехнической школы. Родители привили сыну как типичный для 18 века скептицизм, так и преклонение перед искусством.

В 1811 году Мериме поступил в Лицей императора Наполеона (ныне Генриха IV), где проявил себя необыкновенно одаренным учеником. По совету отца с 1819 он начал готовиться к адвокатскому поприщу и через четыре года стал лиценциатом права.

В годы Реставрации Мериме был настроен оппозиционно, но после июльской революции 1830 года и воцарения Луи Филиппа перед ним открылись возможности для успешной карьеры. С 1831 года он исполняет обязанности министра торговли, а в 1834 получает должность Генерального инспектора Комиссии по историческим памятникам, полностью соответствующую его личным склонностям и научным интересам.

Принимая близко к сердцу судьбы национального наследия, писатель объездил с инспекциями всю Францию и опубликовал затем «Дорожные заметки» (1835-1840), снабдив их собственными иллюстрациями.

В годы правления Наполеона III Мериме пользовался большим влиянием, будучи одним из ближайших друзей императорской четы. В 1852 его наградили орденом Почетного легиона, через год возвели в звание сенатора. В 1860 году он ушел в отставку по болезни; в последние годы жизни астма вынудила его перебраться из Парижа на юг Франции.

Литературную деятельность Мериме начал с мистификации. В 1825 он издал сборник пьес «Театр Клары Гасуль», написанных будто бы некой испанской актрисой, которая подверглась преследованиям инквизиции за свое свободомыслие. Его следующая книга – сборник иллирийских народных песен Гузла (1827) – оказалась такой мастерской стилизацией сербского фольклора, что привлекла внимание А.С. Пушкина, создавшего на ее основе «Песни западных славян».

Страстно увлекаясь историей, Мериме обратился к прошлому Франции в пьесе «Жакерия » (1828), посвященной крестьянскому восстанию 14 века, и в романе «Хроника царствования Карла IX » (1829), где описываются события времен религиозных войн.

С 1830-х годов он пишет преимущественно новеллы, которые принадлежат к лучшим образцам французской прозы: «Маттео Фальконе» (1829) — безжалостно реалистическая история из корсиканской жизни; «Взятие редута» (1829) — превосходная батальная сцена; «Таманго» (1829) — проникнутый яростным негодованием рассказ о торговле африканскими рабами; «Коломба» (1840) — мощное сказание о корсиканской вендетте; «Кармен» (1845) — самая знаменитая из всех, положенная в основу либретто оперы Бизе.

В 1844 писатель был избран во Французскую академию. В 1853 г. Проспер Мериме был возведен в звание сенатора и пользовался полным доверием и личной дружбой Наполеона III. Служебная карьера и политика играли, впрочем, второстепенную роль в жизни и деятельности такого писателя-художника, каким по призванию был Мериме.

Последняя повесть, изданная при жизни Мериме, — «Локис». Скончался в Каннах, где похоронен на кладбище Гран-Жас.

Источник - aphorism-list.com
Фото: commons.wikimedia.org
Категория: Литературные имена | Добавил: РФ
Просмотров: 1656 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
tag to the of your page -->
avatar
Кугарчинская ЦРБ © 2024