Владимир Войнович - русский писатель, поэт, драматург и художник (к 90-летию со дня рождения)
26.09.2022, 22:47 | |
Владимир Войнович родился 26 сентября 1932 года в Сталинабаде, в семье журналиста, ответственного секретаря республиканской газеты «Коммунист Таджикистана» и редактора областной газеты «Рабочий Ходжента» Николая Павловича Войновича (1905—1987), частично сербского происхождения и родом из уездного городка Новозыбков Черниговской губернии (ныне Брянской области), и сотрудницы редакции этих газет, а впоследствии учительницы математики Розалии Колмановны (Климентьевны) Гойхман (1908—1978), родом из местечка Хащеваты Гайворонского уезда Херсонской губернии (ныне Кировоградской области Украины). В 1941 году с недавно освободившимся отцом и матерью переехал в Запорожье. После войны часто менял место жительства, работал пастухом, столяром, плотником, слесарем и авиамехаником. В 1950 на 4 года призывается в армию, во время службы (Польша) старается овладеть мастерством стихосложения. В 1956 приехал в Москву, дважды поступал в Литинститут, но не был принят. Проучился полтора года в Московском пединституте (1957—1959), ездил на целину в Казахстан, где и были написаны его первые прозаические произведения (1958). В 1960 г. устроился редактором на радио. Вскоре написал стихи для песни о космонавтах, получившей всесоюзную известность. Автор текстов более чем к 40 песням. Публикация повести «Мы здесь живём» («Новый мир», 1961 № 1) способствовала укреплению славы писателя. С 1962 г. Войновича приняли в Союз писателей СССР. Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», писавшийся с 1963 года, ходил в самиздате. Первая часть была опубликована (без разрешения автора) в 1969 во Франкфурте-на-Майне, вся книга — в 1975 в Париже. В конце 1960-х принимал активное участие в движении за права человека, что вызвало конфликт с властями. За свою правозащитную деятельность и сатирическое представление советской действительности писатель подвергался преследованию — в 1974 исключён из Союза писателей СССР, но принят в члены ПЕН-клуба во Франции. В 1975 году, после публикации «Чонкина» за рубежом, Войнович был вызван для беседы в КГБ, где ему предложили издаваться в СССР. Для обсуждения условий снятия запрета на издание отдельных его работ состоялась вторая встреча — на этот раз в номере 408 гостиницы «Метрополь», где писатель был отравлен психотропным препаратом, после чего долгое время плохо себя чувствовал, что сказалось на его работе над продолжением «Чонкина». После данного инцидента Войнович написал открытое письмо Андропову и ряд обращений в зарубежные СМИ. В декабре 1980 года был выслан из СССР, а в 1981 — лишён советского гражданства Указом Президиума Верховного совета СССР (в 1990 возвращено указом М. Горбачева). В 1980—1992 жил в ФРГ, затем в США. Сотрудничал с радио «Свобода». По оценке Вольфганга Казака, «писатель-реалист, замечательно изображающий человеческие характеры и обладающий особым даром живо запечатлевать отдельные сцены». Занимался живописью — первая персональная выставка открылась 5 ноября 1996 в московской галерее «Асти». Скончался 27 июля 2018 года на 86-м году жизни от сердечного приступа. Похоронен на Троекуровском кладбище, участок 21. Основные произведения Владимира Войновича: Трилогия о солдате Иване Чонкине: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969—1975), «Претендент на престол» (1979), «Перемещённое лицо» (2007) «Москва 2042» (1986) «Кот домашний средней пушистости» (пьеса, 1990, совместно с Г. И. Гориным), по повести «Шапка» (1987) «Монументальная пропаганда» (2000) — сатирическая повесть, продолжающая некоторые сюжеты «Чонкина» и посвященная феномену «массового» сталинизма Проект государственного гимна России «Автопортрет. Роман моей жизни» (роман, автобиография, Издательство ЭКСМО, 2010 год). По материалам - ru.wikipedia.org из интервью писателя "Новой газете" 22.03.2012: "Я никогда не ощущал себя учителем. Никогда не хотел стать ни лидером, ни властителем дум и не лез на баррикады. Но поставил себе задачей не кривить душой и говорить только то, что считаю правдой. Так и делал. Подправив Державина, скажу, что истину царям и всякой сволочи с улыбкой говорил. Когда я первый раз прочитал изречение: делай, что должно, и не думай о последствиях — я очень обрадовался. Я понял, что именно по этому правилу и жил, не зная формулировки. Я всегда знал, что бессовестный поступок мне пользы не принесет. Даже если я получу какие-то блага: квартиру, дачу, радости от этого не будет. Угрызения совести — самое ужасное, что может быть, и поэтому я говорю: если у вас есть совесть — то считайтесь с этим, а то потом будет очень плохо. Ну а если у вас нет этого инструмента — то вам совершенно нечего бояться, кроме закона. Я помню, как однажды, когда я был еще молодой писатель, мне звонил один из моих поклонников и очень меня хвалил. Особенно за повесть «Хочу быть честным». А потом меня за эту вещь очень резко осудили на одном из заседаний московского отдела культуры. И он оказался среди самых ярых критиков. Но при этом волновался, краснел, потел и дрожал. Когда все закончилось и я уходил, он догнал меня в коридоре: «Поймите, я не мог иначе, у меня дети…» Я ему сказал: «Знаете что, если вы не можете быть подлецом, старайтесь им не быть. Потому что вы умрете. У вас будет инсульт или инфаркт». К моему удивлению, он прожил довольно долго. Очевидно, совесть атрофировалась. У всех людей есть инстинкт самосохранения, но у нормального человека он уравновешивается инстинктом альтруизма — совестью. У Андрея Сахарова, у Януша Корчака — чувство альтруизма было выше всего остального." | |
| |
Просмотров: 1850 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |