Читай, я сказал!
06.02.2013, 19:23 | |
Уж не знаю почему, но в последние дни для школы число «100» стало прямо-таки фатальным. О 100 фильмах, которые должны посмотреть школьники, мы уже писали на прошлой неделе. Но кино, которое на самом деле дети вряд ли посмотрят, - это еще цветочки. Списков из ста книг, которые юное поколение должно прочесть, вообще оказалось целых три: Список Всероссийского педагогического собрания - 100 книг разбиты на классы, после третьего класса в списке отдельно выделены отечественная и зарубежная литература. Список Российской академии образования - в нем даже больше сотни книг, авторы только российские, много современников. Список Минобрнауки - «100 книг по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению». В нем, ко всему прочему, 13 эпосов и много авторов советского периода. Списков предостаточно. Но будут ли дети читать собранные в них книжки? Не длиннее сообщения в твиттере Мне стало интересно: кто и как составляет такие списки, учитываются ли в них интересы или возрастные особенности нынешних учеников? Выяснилось: минобровские книжки выбирали по тому же принципу, что и фильмы. В Интернете прошло голосование. Первые сто произведений, пройдя сито учителей и чиновников, попали в итоговый список. - Список не закрыт, - рассказывала директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Елена Низиенко. - Регионы могут добавить в него какие-то национальные вещи. В частности, поэтому в списке столько народных эпосов. Но это не значит, что учитель будет менять список только потому, что ему не нравится какой-то автор. Если учителю математики не нравится геометрия, это же не значит, что он будет преподавать только алгебру? Отчитываться о том, какой ученик сколько книжек прочитал, школу никто не заставляет - уже слава богу. Но список спущен учителям, и им как-то придется извернуться, чтобы заинтересовать детей Василем Быковым или Николаем Островским. А как это сделать, учитывая, что многие школьники не читают ничего длиннее 140 знаков в своем Твиттере? «Узнал из кино» То, что на самом деле читают дети и списки «правильных» книг, рекомендованных свыше, - множества, сегодня почти не пересекающиеся. Те ребята, кто готов взять книжку в руки, на самом деле делают это совсем не благодаря урокам в школе. Десять лет назад для многих подростков толчком к регулярному чтению стали книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Сначала Поттер, потом кто уходил в фэнтези, кто в мистику или философию. Пять лет назад школьники (в основном девочки) зачитывались «Сумерками». Сейчас благодаря кинопрокату наступил черед «Хоббита» и «Анны Карениной». - Что я сейчас читаю? Роман «Парфюмер». Я сперва фильм посмотрела, он мне больше понравился, - признается мне шестиклассница Аня Колесова. - А я только-только «Божественную комедию» начал, - с гордостью заявляет одиннадцатиклассник Сережа Коников. - В шестом классе читал всякую фантастику, в седьмом понравился «Мастер и Маргарита», затем переключился на Булычева, Стругацких. После Булгакова решил прочитать «Фауста». Вот и до Данте добрался... - Я вообще не читаю, - заявляет восьмиклассник Денис Егоров. - Ну разве что краткое содержание для уроков. Мне больше нравится в Интернете сидеть и фильмы смотреть. А, нет, вспомнил - читал «С.Т.А.Л.К.Е.Р.», эта книга по компьютерной игре написана. Не только фэнтези И тогда новый вопрос: зачем ученые мужи ломают головы над списками? Если решить главную проблему нынешней школы и хоть как-то приохотить детей к чтению, тогда эти самые «100 книг» точно не подходят. Нужна другая литература, увлекательная, в которой ребята найдут себя и найдут ответы на свои вопросы. Тогда зачем список?! Чтобы показать, что чиновники радеют о воспитании детей? Какими путями в нем, например, оказался двухтомник не самого известного политолога Александра Горянина «Россия. История успеха»? Книги эти вышли только в декабре 2010 года тиражом 3000 экземпляров каждая. При этом в Интернете за них загадочным образом проголосовали 2800 человек. - Для меня самого это было неожиданностью, - признается Александр Борисович. - Я слышал, что часть тиража закупили для школьных библиотек в одном из южных регионов... Школьникам моя книга вполне подойдет. Необразованные взрослые не верят в успешность России. Иной 6 - 7-классник может понять историю успеха нашей страны куда лучше. Есть в списке и другие произведения, которые вряд ли стоит рекомендовать школьникам для самостоятельного изучения. Вот книги аж двух философов-евразийцев - Георгия Вернадского и Льва Гумилева. Оба автора на свой лад твердят о том, что России не по пути с Европой и Америкой. И что нашей стране лучше брать пример с азиатов. С трудом представляю современного школьника, который по доброй воле сверх школьной программы вчитается в фолианты великих мыслителей. Рядом еще один не менее сложный автор - религиозный философ Иван Ильин. Его очерки студенты изучают с преподавателем. Что в них поймет даже продвинутый 11-классник? Но Минобрнауки это не смущает. - Это книги, которые должен знать каждый культурный человек, - объясняет Елена Низиенко. - Детям интересно читать фэнтези, но наполнять ими весь список нельзя. Я против такого упрощения... Акция или профанация? Такое впечатление, что минобровский список 100 книг вообще никакого отношения к школе не имеет, а составлен для отчета куда-то в светлую даль. Он напоминает собранные в одной тарелке ингредиенты для совершенно разных салатов. С одной стороны - «Три толстяка» Олеши и «Приключения Незнайки» Носова, с другой - Александра Ишимова с «Историей России в рассказах для детей» (изданы впервые аж в 1837 - 1840 годах, и я сомневаюсь, что не то что родители, многие школьные учителя о них слышали) и Виктория Токарева c эмоциональными рассказами о взаимоотношениях мужчины и женщины. С одной стороны - Гайдар с «Тимуром и его командой», с другой - Деникин с «Очерками русской смуты». С одной стороны - Людмила Петрушевская, которая, на мой взгляд, далеко не всем взрослым показана, с другой - Максуд Ибрагимбеков «И не было лучше брата» (наверное, замечательный автор, брат знаменитого Рустама Ибрагимбекова, но явно не из первой сотни). Что должны делать учителя или родители, которым в руки попадет этот священный список и которые в силу своего воспитания уважают рекомендации, выданные таким многомудрым ведомством, как Минобр-науки? Я, честно, не представляю. Был бы этот список разбит по возрастам. Была бы к нему хотя бы приложена методика - скажем, Деникина и «Конармию» Бабеля советуем прочесть, когда по истории проходят гражданскую войну, «Моабитскую тетрадь» Мусы Джалиля - Великую Отечественную. Хоть понятна была бы глубокая патриотическая задумка его составителей. Пока же «100 книг» - филькина грамота, которая повисит на сайтах да канет в пучине интернет-пространства. Самое грустное - вот эта профанация подменит действительно важный и серьезный разговор о том, как сделать так, чтобы ребята читали умные и хорошие книжки, чтобы интересовались историей и культурой родной страны. Автор: Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП» Источник - kp.ru | |
| |
Просмотров: 2131 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |