Что у книжки под обложкой?
08.04.2012, 14:30 | |
Ходила я в детстве в библиотеки – и все думала: как же библиотекари успевают быстро расставлять по полкам все те книжки, что за рабочий день им читатели приносят? Не ночами же разбирают эти стопки на «столах возврата»? А тут еще радийный «Клуб знаменитых капитанов» добавлял пищи для фантазий о ночной жизни библиотек... И четко при том свидетельствовал: ночью библиотека обходится без штатного персонала. Теперь знаю – справиться с наведением порядка на книжных полках библиотекарям помогает авторский знак. Издатель этот знак помещает среди прочих непонятных кодов на обороте титульного листа, а библиотекари в составе библиотечного шифра пишут на ярлыке, который приклеивают в левом верхнем углу обложки, если книжка тонкая, или на корешке внизу, если потолще. Либо все это пишут темными или белыми чернилами (ах, оксюморон!) в левом верхнем углу обложки. Оборот титульного листа книги вообще несет на себе много всякой информации. Только надо знать, как читать эту информацию. С номером ISBN мы уже разбирались. А если страницу изучать так, как положено, сверху вниз и слева направо, увидим, что начинается она в левом верхнем углу с таинственных кодов: УДК, ББК – обе аббревиатуры при ряде цифр. Ниже помещен вот этот самый авторский знак – буква с двумя-тремя цифрами. Все три кода повторяются ниже – в макете каталожной карточки, при названии книги и краткой аннотации. Притом авторский знак открывает собой этот макет. Уже это расположение свидетельствует о значимости данного кода, в идее своей опирающегося на усвояемый нами всеми в школьном младенчестве алфавит. Авторский знак определяется по таблицам Л.Б. Хавкиной (1871–1949) – «бабушки российского библиотековедения». Которая, кстати, науку эту специфическую изучала в Берлинском университете, а свою классификацию разработала, будучи впечатлена системой библиотечной классификации Мелвилла Дьюи. Его система, в свою очередь, является основой для классификации книг в США, в первую очередь – в величайшем книгохранилище мира, Библиотеке Конгресса. С методикой Дьюи, его системой Л.Б. Хавкина познакомилась на Всемирной выставке в Париже 1900 года – вот несомненная польза международных выставок и мира без границ! Начинается авторский знак в таблицах Хавкиной, как правило, с той же буквы, что и фамилия автора (или название книги, если эта книга – сборник), вкупе с цифрами означает несколько первых букв этой фамилии или названия. Например: Р11 – это Р; Р12 – Ра; Р13 – Рабо; Р14 – Раг; Р15 – Рад и так далее. Если в библиотеке формируется фонд книг, для которых название начинается с одного и того же слова (например, каталоги государственных музеев), для создания авторского знака уместно оказывается использовать ключевое слово (Эрмитаж – Э, Третьяковская галерея – Т, Русский музей – Р, и т.п.). Продумана система детализации. Например, для книги Дюма-отца авторский знак будет Д96О, для книги его сына – Д96С. Возможно отобразить в авторском знаке, например, номер издания – число записывается верхним индексом после ряда из буквы и цифр. К таблицам Хавкиной «кодировщик» прибегает единожды – при поступлении книги в библиотеку, да и то больше для подстраховки, этого требуют служебные инструкции. В идеале же библиотекарю достаточно довериться профессионализму издателя, который авторский знак поместил на обороте титульного листа, как это требует делать государственный стандарт. Библиотекарю стоит лишь глянуть на авторский знак – и он сразу определяет, где место книги на полке. Система, как видите, проста, понятна, удобна в использовании. Так что если вы пришли в библиотеку, искать нужную вам литературу принялись по каталогам – обязательно выписывайте в требование эти самые буковки и циферки. Так вы поможете библиотекарю быстрее найти нужные вам книги. Автор: Любовь Мельник Источник - shkolazhizni.ru | |
| |
Просмотров: 2069 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |