Люция Камаева - Поездка на родину…
04.03.2012, 21:01 | |
Недавно мне посчастливилось побывать в Кугарчинском районе, крае потомков кипчаков – славного тюркского племени. Хотя я по рождению и проживанию городской житель, но каждый приезд в этот район меня по-особому волнует, ведь летние месяцы я проводила у своей бабушки в маленьком (дворов 20–30) окруженном холмистыми горами селении Нарбут. Село расположено на берегу прекрасной Агидели, вода в которой настолько прозрачна, что видно на дне брошенную с лодки монету и плавающих в глубине рыб. Увы, все реже доводится мне там бывать… В Кугарчинском районе находятся три известных татарских селения: Увары (кстати, оттуда родом писатели Гафуровы: Мадриль и Марсель), Акман и Кугарчи. Акман основали татары Казанской губернии в 1870 году. Там, где селились татары, они строили мечеть, а при мечети медресе. Детей учили грамоте. Акман в свое время был культурным центром, и поэтому не случайно из этого небольшого села вышло много известных людей. Здесь 25 февраля 1880 года родился классик татарской литературы, выдающийся поэт Сагит Рамиев. Здесь родились и мои родственники с бабушкиной стороны: известный поэт, писатель, публицист Ахтям Ихсан – ученик Мажита Гафури, он прошел боевой путь в составе Башкирской кавалерийской дивизии и написал о прославленных кавалеристах художественно-документальную повесть «На огненных копытах»; известная в республике журналистка Сария Магадеева, проработавшая долгие годы в журнале «Башкортостан кызы»; башкирская детская писательница Альфинур Вахитова. По своему географическому положению Акман ближе к Оренбургу, чем к Уфе, и до революции входил в состав Оренбургской губернии, поэтому жители тяготели больше к Оренбургу, получали там высшее образование в медресе «Хусания», а после революции – в знаменитом Оренбургском педтехникуме. Кугарчинский район – это родина башкирской народной писательницы Зайнаб Биишевой, а также героя Гражданской войны, партийного деятеля, литератора Шагита Худайбердина. Их имена увековечены в названиях улиц, школ, их именами названы премии, которыми награждаются лучшие литераторы и журналисты республики. К сожалению, незамеченным прошел в районе и республике большой юбилей классика татарской литературы Сагита Рамиева – современника первого народного поэта Башкортостана Мажита Гафури. Нет его имени и в списке книги «Писатели земли башкирской». А ведь он родился на башкирской земле, жил здесь, творил, писал свои замечательные стихи и поэмы, которыми зачитывались современники. Нет в списках этой книги и классика татарской литературы Мирсая Амира, которого взрастила башкирская земля, – уроженца селения Зирган, расположившегося у подножия Уральских гор. Недавно состоялся большой форум – III Всемирный курултай башкир. Одной из главных тем было сохранение самобытной культуры, языка башкирского народа. Этот год в жизни республики особый: много знаменательных событий, юбилейных дат, в том числе и 130-летие Мажита Гафури. Как известно, Мажит Гафури не только великий поэт, писатель, журналист. Он еще и просветитель башкирского, татарского, казахского народов, общественный деятель и политик. В 1909 году он едет со своей молодой женой Зухрой на берег озера Асылыкуль, чтобы записать башкирские легенды. Он собирает башкирских кураистов-сэсэнов, слушает их протяжные песни. Особенно его привлекла легенда «Заятуляк и Сусылу», связанная с озером Асылыкуль. Он сделал ее литературную обработку и в 1910 году издал в качестве пособия по работе с фольклором (этой книге в нынешнем году исполняется 100 лет!). Мажит Гафури беспокоился о сохранении богатого башкирского устного народного творчества. Ведь эти песни передавались из уст в уста, и был велик риск потерять их безвозвратно. Об этом он писал в своих статьях, желая обратить внимание общественности, ученых на то, что «прекрасные башкирские песни исчезают, тают, как соль в воде, не хватает силы и энергии для того, чтобы исследовать, записать, сохранить для потомков башкирские народные песни – узун-кюй». Учитывая заслуги Мажита Гафури в сохранении, развитии башкирского литературного языка, в 1940 году от коллектива научных сотрудников Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы и обкома Союза высших школ и научных учреждений поступила докладная записка в Президиум Верховного Совета Башкирской АССР с прошением о присвоении институту имени Мажита Гафури. Вот отрывок из нее: «Гафури родился, жил и трудился в Башкирии, крепко связал свою судьбу с судьбой башкирского народа, посвятил ему, его возрождению свою жизнь и все свое творчество… М. Гафури – основоположник башкирской советской литературы, велика его роль в создании башкирского литературного языка. Богатое литературное наследие и поэтический язык М. Гафури занимают одно из основных мест в научно-исследовательской деятельности БНИИЯЛ. Жизнь и творчество башкирского народного поэта были неразрывно связаны с деятельностью института». Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об увековечивании памяти народного поэта М. Гафури» от 23 ноября 1940 года Башкирскому НИИЯЛ присваивается имя М. Гафури. По неизвестным обстоятельствам с некоторых пор имя Мажита Гафури в связи с институтом не произносится. Как мы видим, неоспоримо велика роль первого народного поэта Башкортостана Мажита Гафури в сохранении, развитии самобытной культуры башкирского народа. Но, увы, организаторы III Всемирного конгресса не вспомнили имя и заслуг Мажита Гафури. Никто из делегатов не возложил перед предстоявшим 1 августа 130-летием М. Гафури к его памятнику цветов, никто не посетил его Мемориальный дом-музей. Никто не пригласил на этот форум его старшего внука Раифа Анверовича Гафури, астрофизика, доктора физико-математических наук, московского профессора, выпускника Государственного астрономического института имени Штейнберга Московского государственного университета имени М. Ломоносова. Также из списков гостей форума вычеркнули имена руководителей Фонда культуры имени Мажита Гафури, которые немало сделали для пропаганды, развития башкирской культуры, литературы, языка. В своих исследованиях Вань Цзин – внучка ректора Пекинского университета – обнаружила, что одной из причин экономического упадка России, в отличие от Китая, является исчезновение такой общечеловеческой ценности, как уважение к деяниям предков, в том числе и семидесятилетней истории советского периода. Красной нитью в творчестве Мажита Гафури проходит тема служения народу, именно поэтому он остался в Уфе, именно поэтому он не покинул свой народ в годы лихолетий, поэтому он разделил вместе с ним его нелегкую судьбу: Лишь сделаю я шаг вперед, Как тотчас оглянусь назад, Желая знать, куда шагнул, К народу обращаю взгляд. А Зайнаб Биишева писала о своем старшем собрате по перу: Не гонялся за красивыми словами, За высокой темой с томными глазами, Потеплее гнездышка на свете Не искал ты в пору лихолетий. Делил с народом радость ты и горе, С теплотой иль с темнотой во взоре, Вместе с ним навстречу шел ты жизни, Мог с народом смерть принять на тризне. Голодал, когда он был голодным, Холодал, когда он был холодным, Груз беды его – твоим был тяжким грузом, Был народ – твоей высокой музой! Источник - www.istoki-rb.ru | |
| |
Просмотров: 2254 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |