10:03 «Алесь Адамович. Правда жизни» | |
«Войну может остановить только один человек. И этот человек – ты» В Центральной районной модельной библиотеке был проведен литературный час, посвященный 95-летию Алеся Адамовича. Был показан видеофильм «Алесь Адамович. Правда жизни». Мы предлагаем информацию о писателе, о его правде жизни. Адамович: биография, творчество, карьера, личная жизнь Четырнадцатилетний Алесь Адамович прошел через антифашистское подполье и партизанский лагерь. Став писателем, отразил свои ощущения во многих книгах. Всегда был принципиальным, не всегда угодным властям, боролся за сохранение памяти о войне и против ядерной гонки. Не зря его жизнь считают подвижничеством. Из биографии Белорус Александр (Алесь) Михайлович Адамович появился на свет 3 сентября 1927 г. Его отец – участник войны. В 1948 г. во время выезда к больному машина не смогла дальше двигаться, и он, пока добирался, простыл, а потом заболел и умер. С матерью и братом Алесь участвовал в тайной антифашистской работе. Мать доставляла медикаменты в партизанский лагерь. Когда Алесь уходил туда, мать положила ему буханку, а он заменил ее на томик Пушкина. В одном из тяжелых боев немногим, в том числе и ему, удалось остаться живыми. Впоследствии он учился на Алтае в техникуме и одновременно работал. Потом приобрел филологическое образование в Белорусском университете. Начало творчества А. Адамович так вспоминал о том, что сделало его литератором: ХХ съезд КПСС проходил в 1956 г. Он известен осуждением И.В. Сталина. Основная творческая задача писателя – осмыслить античеловечность военных действий и действий исторических личностей, а впоследствии – ядерное оружие. Начал печататься с 1960 г. Прототип главной героини – его мать, которую он по-хорошему узнал только во время войны. Он поставил целью преодолеть распространенное в те годы приукрашивание партизанской действительности. Правдивое слово писателя Постоянным творческим кредо Адамовича становится стремление писать не так, «как должно было быть», а так, «как оно было». Идею книги «Каратели» писатель сформулировал так: Повесть задумывалась как «сны двух тиранов». Но из-за цензуры глава о Сталине была издана только через 9 лет. Читатель видит «сны» уставшего, подозрительного диктатора. Слово о блокаде «Блокадная книга» написана в соавторстве Д. Граниным. Авторы, беседовали со свидетелями и стремились записать пережитое, имена и адреса, понять истоки стойкости блокадников. Это произведение о тихой смерти и героических усилиях жизни. Его создание отразилось на физическом состоянии обоих писателей, потому что они сами прошли через эту боль. Территория «полыни» Волновал писателя и Чернобыль. Это слово переводится как «полынь». Известны библейские слова о том, как «воды стали горькие». Адамович писал об этом. Когда был подписан первый договор о начале ликвидации ракет, он был счастлив, что страшный тип вооружения начал отворачиваться друг от друга. Правду о трагических для Белоруссии последствиях чернобыльской катастрофы намеренно замалчивали, а он не молчал. Тема ядерного апокалипсиса звучит в «Последней пасторали». Неугодный властям Если он был убежден в правоте, то был непримирим. Несмотря на то, что страдал от убеждений, он не отказывался от них никогда. Адамовича дважды вынуждали уехать из Белоруссии. Его произведения были слишком неравнодушными. Он отказался подписывать письмо-осуждение диссидентов Синявского и Даниеля и вынужден был уехать на родину. Во второй раз покинул Белоруссию из-за письма М. Горбачеву о последствиях чернобыльской катастрофы. Экранизация творчества А. Адамович любил кино, писал сценарии и активно участвовал в экранизации своих произведений: На съемках «Иди и смотри» писатель помогал режиссеру. Для массовых ролей партизан набрали местных юношей и девушек. Они не могли настроиться – часто хохотали, веселились. Тогда Адамович решил поставить военные пластинки. Музыка, которая была слышна на весь лес, повлияла на молодежь, и съемки пошли. Писатель оказался великим психологом. Адамович так пояснял сценарий фильма: Из личной жизни Жена Александра была настоящим ангелом-хранителем. Дочь – Наталья. При жизни он не вовлекал дочь в свое творчество. Оберегая ее от тяжелых тем, говорил, чтобы она жила своей жизнью. Наталья – музейный работник. После смерти отца собирает его архив, способствует изданию книг. Вспоминая об отце, дочь говорит, что он был очень принципиальным в важных для него вопросах, очень трудоспособным, любил большие компании, хотя сам вел трезвый образ жизни. Все знали, что Алесь увлекается молочком, кефиром. И это не мешало общению. Друг Адамовича, писатель Василь Быков, сравнивал его с генератором, а себя с аккумулятором. Генератору нужно выплескивать энергию, а аккумулятор ее накапливает. Но это их дружбе не мешало, тем более что дружили они семьями. Александр был не только писателем-гуманистом, но и по своей натуре таким человеком. Однажды он увидел гнездо аистов на сосне. Один из его друзей предложил сфотографироваться на этом фоне. А вот рядом с танком на постаменте Адамович отказался сниматься. Последние годы жизни Последние два года писатель болел. Один из его друзей – художник Борис Титович – придумал посадить парк в честь участников войны. И вот несколько лет спустя он позвонил фотографу Евгению Коктышу, что посаженные ими деревья крепнут, а дуб их друга утащили бобры. Когда они узнали о смерти Адамовича, им стало не по себе. Они подумали – мистика какая-то. Деятельность этого знаменитого человека характеризуют как подвижническую. Писатель стремился сохранить память о войне. Этот человек продемонстрировал современникам пагубность самого понятия войны и ядерного оружия. Елена Коннова | |
|
Всего комментариев: 0 | |