12:35 "Улицы хранят их имена" | |
Мы продолжаем экскурсию по улицам нашего села Юмагузино. На этот раз остановимся на ул. Федорова. Александр Митрофанович Федоров (1868-1949), - реалист-бытописатель, испытавший влияние А.П.Чехова и И.А.Бунина, с которыми был тесно связан. Им написаны несколько произведений о башкирском народе. Внук крепостного, сын сапожника, Александр Федоров с двенадцати лет остался круглым сиротой и прошел тяжелую школу жизни. И, видимо, оттого-то, по словам самого автора, его первые «стихотворные опыты были жестким подражанием Некрасову». Первые публикации волжанина из-под Саратова, естественно, появились в саратовских газетах. Еще на заре литературной деятельности Федоров был замечен поэтом А. Майковым. Заметное влияние на раннее творчество Федорова оказал литературный кружок «Среда», идейным руководителем которого был Максим Горький. Первым произведением А.М. Федорова о Башкирии был цикл стихов «В башкирской степи». Поэт любовно воспел красоту необъятных степных просторов и через яркие бытовые картины отразил некоторые характерные черты патриархальной жизни башкирского народа. Самым же значительным произведением А. Федорова на башкирскую тему явился роман «Степь сказалась». Это первый роман о башкирском народе. Тема его - разоблачение одного крупного хищения башкирских земель. Продолжительное время живя в Башкирии, Федоров хорошо знал историю многих гнусных хищений и решил художественными средствами раскрыть и осудить их. Над романом Федоров работал в первой половине 1890-х годов, в общей сложности около пяти лет. Все эти годы жил в Башкирии. Писался роман преимущественно в деревне Курменей, недалеко от станции Давлеканово Уфимской губернии, и в самой Уфе. Оказавшись после революции в эмиграции, Александр Федоров долгие годы (целых 30 лет!) преподавал русскую словесность в гимназии Софии. И все эти годы известный в свое время русский писатель - поэт, переводчик, прозаик, драматург - автор нескольких десятков книг, солидного семитомного собрания сочинений, выпущенного в 1911-1913 годах в Москве, - носил клеймо «белого эмигранта». Говорить, и тем более писать о нем, в нашей стране было «нежелательно». Вот как описывает Мурат Рахимкулов в своей книге «От Пушкина до Толстого» о писателе: «Помню как до ознакомления в 1960 году с богатым личным фондом А.М. Федорова, хранящимся в Российской Государственном архиве литературы и искусства (Москва), я, младший научный сотрудник Института истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР, по совету директора Натальи Борисовны Волковой обратился к хранительнице архива Института мировой литературы имени М. Горького Академии наук СССР, солидной пожилой даме, с вопросом об А.М. Федорове. Помню, как эта седая высокая красивая женщина изменилась в лице и спросила: «А Вы знаете, что он белый эмигрант, почему Вы им интересуетесь?». И лишь мои убедительные доводы и авторитетные академические удостоверения, командировочное удостоверение несколько успокоили её. Полистав личный фонд А.М. Федорова, она все же сообщила, что «русский писатель А.М. Федоров, «белый эмигрант», умер в 1949 году в Софии, где почти безвыездно жил после революции». А.М. Федоров был широко известен как автор романов «Наследство», «Природа», «Камни», «Подвиг» и др. Кроме того, он написал большое количество рассказов, очерков, стихотворений, перевел на русский язык стихи А. Теннисона, Дж. Кардуччи, А. Негри, драмы У. Шекспира и Э. Ростана. Его пьесы получили высокую оценку А.П.Ч ехова и успешно шли в Московских и провинциальных театрах России. Благородная личность Александра Митрофановича Федорова и его многожанровое творчество достойны благодарной памяти соотечественников. Автор: Абдурашидова З.Р. Фото автора. | |
|
Всего комментариев: 0 | |