На земле Кахым-туря
08.01.2012, 20:38 | |
Летом 2006 года в деревне Аюсы Стерлитамакского района открылся памятник человеку, родившемуся здесь более двухсот лет назад, – легендарному герою Отечественной войны 1812 года Кахыму Мурдашеву. Деревня Аюсы славится тем, что она является родиной Кахым-туря, как в народе называют Кахыма Мурдашева. "Туря" в переводе с башкирского означает "господин", "начальник". Кахым-туря возглавлял один из башкирских полков, участвовавших в Отечественной войне против наполеоновских войск и Заграничном походе русской армии. Башкирские деревни Аюсы, Мурдаш и Максют находятся по соседству. Несколько веков назад они были основаны башкирами племени юрматы. Как гласят летописи, жители этих деревень – юрматынцы – являются потомками старосты Азная, того самого, что участвовал в переговорах с царскими властями по поводу условий вхождения племени юрматы в состав Русского государства. "Наши башкиры ходили повсюду сплошь, – гласит "История аула Мурдаш". – Земли в пределах юрматы были обширными. Раздела земли не было. Кочевать на летовье, разводить кобылиц, пить кумыс, жить в достатке, мало хлеба сеять да много собирать – все было в изобилии". Сохранилась легенда об основании деревни Аюсы. Она повествует, что раньше жители будущей деревни жили в лесу, промышляли охотой. Жил среди них один старик-охотник, который ходил на медведя. Как-то гадалка нагадала ему, что смерть свою старый охотник от медведя примет. Старик испугался и от греха подальше решил уйти в другие места, где лесов вовсе нет. На берегу реки Ашкадар нашел он подходящее место и тут основал деревню. Вскоре сюда переселились и другие родичи. Старик благополучно прожил остаток жизни и умер своей смертью. И что же? Однажды односельчане увидели, что могилу старика разворошил медведь. Потрясенные люди назвали деревню Аюсы, что в переводе означает "охотник на медведя". О том, насколько активно участвовали башкирские полки в кампании против Наполеона, рассказано немало. Башкирские конники проявляли чудеса храбрости и военной сметки. Но и на этом фоне персона Кахым-туря выделяется особым героическим ореолом. Как было заведено в то время, восхищенные соплеменники сложили о нем песни. Они свидетельствуют о том, что он был умным, талантливым и бесстрашным командиром. Он был уральским беркутом рожден, Как беркут, был он смел, горяч, как пламя, Когда он в бой летел на скакуне, Из-под копыт летели в небо камни... Местные краеведы достоверно выяснили, что Кахым-туря – уроженец села Аюсы Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии. По материалам переписи 1811 года Касиму Мурдашеву было 33 года, следовательно, он родился в 1778 году. В следующей переписи, 1816 года, указывается, что умер он в 1813 году. Таким образом, Кахым-туря прожил всего 35 лет, но что это была за жизнь! Кахым-туря не вернулся с поля брани. Очевидно, он погиб во время заграничного похода русской армии, а о его гибели сообщили вернувшиеся из похода односельчане. Судя по песенным преданиям, смерть от руки завистника и предателя, использовавшего яд, настигла героя под Владимиром, и весь полк – пятьсот человек – тяжело оплакивал своего командира. Ведь для них Кахым-туря был почти знаменем. Существует легенда, что земляки-однополчане после смерти своего военачальника уберегли его верного коня и привели домой, в Аюсы.После смерти этот конь был с почестями похоронен на этой возвышенности. Отец Кахыма Мурдаш Туйсин в 1814 году объединил десять семей и заложил новую деревню, которая в честь своего основателя получила называние Мурдашево, она расположена по соседству от Аюсы. У самого Кахыма остался шестилетний сын Хабибулла. О жене героя ничего не известно, так что следует предположить, что после смерти мужа вдову, по башкирскому обычаю, вновь отдали замуж, чтобы женщина не маялась одна с сиротой-сыном. Что касается сына Кахым-туря, то в ревизских сказках есть сведения, что в 1834 году в деревне проживал 24-летний Хабибулла Касымов. Напомним, что у башкир фамилия образовывалась по такому принципу: каково имя отца, такова фамилия сына: у Кахыма отец был Мурдаш, Кахым и стал Мурдашевым, а его сын – уже Кахымовым. Этот сын жил со своей второй женой Гаухар Абдрашитовой и сыном от первой жены, десятилетним Юндузаком. Следует обратить внимание, что браки в то время заключались рано, и стать отцом или матерью в 13 – 14 лет было вполне реально. Происходило это не от праздности, а опять же из-за сложившихся жизненных обстоятельств: оставшись сиротой, сын Кахыма вынужден был рано жениться, семья давала точку опоры в жизни. Сведения о сорокалетнем Хабибулле зафиксированы в 1850 году, значит, он, вполне вероятно, прожил полноценную жизнь, продолжив свой род. У его сына Юндузака родились двое сыновей – Валиулла и Галиулла, последний, в свою очередь, имел троих сыновей: Габидуллу, Гайнуллу и Хуснуллу. Сегодня в деревне живут дети Хуснуллы, они и являются продолжателями рода Кахыма Мурдашева. Несмотря на то что Кахым-туря – личность историческая, память о нем сохранилась в основном в виде песен и преданий. Наиболее известна песня "Кахым-туря", отличающаяся особой проникновенностью и исполняющаяся протяжно. Кахым-туря в седле, под ним скакун, В средине лба того скакуна звезда урай; Кахым-туря наш отец, он с народом говорит, Эх, да и держит он в руке своей курай... Говорится в песне и о том, как складывались военные будни полковника: Кахым-туря – герой, в седле сидит и у взятых в плен допрос ведет. Француз-майор пред ним стоит и дрожь его со страхом бьет. А вот что рассказывает старинное предание. После одного из славных сражений призвал башкирского полковника к себе фельдмаршал Кутузов, похвалил за удаль в бою и сказал: "Любезные вы мои башкирцы, молодцы! " Командир поведал о том своим конникам, и башкирские воины, воодушевленные похвалой полководца, сложили песню, припевом которой стали слова: "Любезники, любизар, маладис! " Также существует предание, что перед смертью Кахым призвал мать и в песне рассказал про свою жизнь. И мать будто бы поминала его этой песней: Если сегодня ночью я умру, Выройте глубокую могилу, Поставьте на ней камень И имя мое напишите на нем... Жизнь, ставшая подвигом, воплощена в мифах и легендах, дошедших до наших дней. В ХХ веке композитор Загир Исмагилов написал оперу "Кахым-туря", которая отличается синтезом современных музыкальных средств и народного песенного творчества. Наши современники тоже не забывают славного имени народного героя. Год от года память о славном Кахым-туря и его товарищах становится все более ощутимой. Наверное, потому, что каждому поколению нужны настоящие герои, лишенные идеологического флера, прославившиеся тем, что отважно сражались и снискали этим неувядаемую славу. Автор: Альфия Кульмухаметова Источник - www.agidel.ru | |
| |
Просмотров: 4852 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |