Речка Бэндэбике
Богата и разнообразна природа родного края. Наш Кугарчинский район является одним из прекраснейших уголков Башкортостана. Густые леса, Мурадымовское ущелье с тайной пещер и величием скал, река Большой Ик с разнообразием рыб, бескрайние поля и высокие горы — все это прелесть нашей родной земли. Таким же прекрасным уголком является и наше село Максютово. Но наряду с этой красотой природы хочу выделить небольшую, но самую значимую для моих сельчан речушку Бэндэбике. Эта речка находится недалеко от знаменитого мавзолея Бэндэбике. Многие, наверное, знают, что это историческое сооружение - одно из уникальных достопримечательностей не только нашего района, но и всего Башкортостана. Для начала хочу поведать вам легенду об этой святой женщине, именем которой названа речка. «Куда это ты, батыр, собираешься?» — жена с тревогой взглянула на молодого красавца-мужа, облачавшегося в кожаные одежды. Обычно он надевает их, когда предстоит выводить отряд на защиту своих земель от набегов соседних казахских племен. Времена неспокойные. То казахские всадники вторгаются на территорию башкир и, если застают врасплох, забирают скот, уводят красавиц. То башкиры «наносят визиты» южным соседям. Хотя так много места для всех под огромным степным небом… — Что задумал ты, Еренсэ? — Хочу выступить против казахов, — сказал, как отрезал. — Одержим победу, уведем их скот. Но мудрая Бэндэбике не порадовалась услышанному. — Ты не прав, батыр, — сказала она. — Только тогда мужчина должен брать в руки оружие, когда враг нападает на его землю, угрожает его семье. Супруг и слушать не хочет. А раньше всегда считался со словами жены. Мальчиком взяла она его, оставшегося без родителей, на воспитание. А когда Еренсэ достиг совершеннолетия, вышла замуж за талантливого, храброго юношу. Мудрую Бэндэбике все с уважением называют аулия — святая, ясновидящая. «Ты не одержишь победу в этом бою, Еренсэ, — сказала она мужу. — Тебя одолеет казахский батыр. Ты осрамишь не только себя, но и всех нас. А когда вернешься домой, меня уже не будет — я к тому времени уйду в мир иной...» Все случилось именно так, как она предрекала. В битве казах одолел башкира, сбросил его с коня на землю, положил на обе лопатки, наступил ногой на грудь и занес саблю над поверженным. И вдруг видит — усмехается Еренсэ-сэсэн. — Над чем ты смеешься? — с удивлением спрашивает победитель. — Права моя жена оказалась, — ответил Еренсэ и передал все ее слова. Подивился казахский батыр и не стал убивать поверженного. Казахские старейшины, услышав, чей это муж, отпустили пленника с миром. Но, вернувшись домой, не застал батыр своей любимой — как и предрекала аулия, настигла ее смерть от болезни. Народ в гневе изгнал Еренсэ. «Нам не нужен такой командир, ты ослушался Бэндэбике, опозорил весь наш род», — говорили ему. Понял Еренсэ свою ошибку, да не повернуть уже назад. И тогда помчался отчаявшийся всадник по степи к обрыву и вместе с конем рухнул вниз... Недалеко от скалы Камчатау похоронили люди воина и коня, соорудив над могилой курган из каменных глыб. Этот курган находится примерно в 18 километрах от того места, где покоится Бэндэбике, — в труднодоступном горном ущелье реки Лесная Ургинка. Такую легенду-быль передают через века от поколения к поколению жители Максютово. Как полагают некоторые современные исследователи, Бэндэбике была проповедницей ислама в здешних краях. Говорят, просила она после смерти похоронить ее в собственном доме, завалив землей окна и двери. И просьбу эту люди с благоговением выполнили. Вокруг кирпичного дома был насыпан курган, а позже над ним возведен купол. Так появился мавзолей Бэндэбике. Редко кому такой почет оказывался после смерти — только лучшим из лучших, самым уважаемым. В результате раскопок, произведенных в 1968 – 1969 гг., в центре помещения обнаружена могила, в которой погребена сравнительно молодая женщина, страдавшая болезнью шейного отдела позвоночника. Исследователь памятника архитектор Н.А. Мажитов датирует его ХIV – XV вв. Мавзолей Бэндэбике (такие сооружения имеют тюркское название — кэшэнэ) — по сей день святое место для максютовцев. Старейшины этого села во все времена берегли святыню, охраняли ее, как могли, передавали молодым историю славной семьи. Так она и дошла до наших дней. Жителей Максютово очень беспокоит сей факт. Старики убеждены, что высшие силы не благосклонны к здешним местам с тех пор, как останки Бэндэбике извлечены из могилы. «Великий грех оставлять захоронение открытым, — говорят аксакалы. — Необходимо вернуть нашу святую домой. Тогда ее душа вновь обретет покой, а к нам вернется благополучие». А в речке, по словам сторожилов, каждое утро Бэндэбике умывалась и читала свои молитвы за благополучие и согласие всех народов. Ведь славная дочь башкирского народа — Бэндэбике, ставшая для него святой, всегда стремилась к объединению людей, к установлению мира между разными народами под единым для всех огромным небом на бесконечных просторах приветливой для всех древней земли. С тех самых пор и называют эту речку именем святой и мудрой предсказательницы. А наш долг – сохранить и оберегать это уникальное историческое место. "Давно это было... Очень давно. Нескончаемо течет время, что плетет свою нить из уходящих в небытие лет, нанизывая на нее бусинки из добрых и злых поступков человека, только имя Бэндэбикэ и Еренсэ-сэсэна напоминают нам, что честь и долг, добрые поступки и есть слава, на вершину которой возносит благодарная народная память." Возвращайся домой, Бэндэбике! И тогда благоденствие вновь снизойдёт на эти края. Автор: Сачкова Е.Е., ученица 3 класса Руководитель: Мухаметшина В.С., учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Максютово Материалы предоставила Кильмухаметова Айгуль Минивалеевна, заведующая Максютовской МБ В работе использованы материалы из статьи "Возвращайся домой, Бэндэбике!" Татьяны Зоновой и рассказа "Легенда о Бэндэбикэ" Талгата Ишемгулова | |
| |
Просмотров: 3779 | |
Всего комментариев: 0 | |